Европа против «Солидарности»

Все новости по теме: Соседи
Правительство Ярослава Качиньского снова воюет с Евросоюзом. На этот раз предметом спора между Брюсселем и Варшавой оказался судостроительный завод в Гданьске, на реструктуризации (читай – закрытии) которого настаивают европейцы. Поляки пока что выполнять требования Еврокомисии отказываются, объясняя это тем, что именно в гданьской верфи зародилось профсоюзное движение «Солидарность», чье появление стало «началом конца» коммунизма в Восточной Европе. Аналитики в свою очередь считают брюссельские ультиматумы плодом лоббистских усилий немецких судостроителей и попыткой отомстить Варшаве за слишком тесные отношения с США.

По мнению европейских экспертов, польское судостроение «нуждается в структурном реформировании и увеличении эффективности производства». На проведении реформ в этой области Брюссель настаивает с 2005 года, однако польское правительство этим планам упорно сопротивляется. Теперь Еврокомиссия от уговоров перешла к прямым угрозам. Если в ближайшее время Варшава не согласится на выдвинутые ей условия, от нее могут потребовать возврата 1,3 млрд евро субсидий, выделенных как раз на санирование судостроительной отрасли. По мнению евробюрократов, две из трех крупнейших польских верфей – в Щецине и Гдыне – должны быть закрыты полностью, а на судостроительном заводе в Гданьске необходимо будет в три раза сократить производственные мощности, уволив при этом порядка 2000 человек. Кроме того, Брюссель настаивает на полной отмене госсубсидий, за счет которых собственно и существует польское судостроение – в прошлом году их сумма составила около 10 млн евро.

Судя по всему, премьер Качиньский отдает себе отчет, что в случае, если его кабинет полностью примет условия Еврокомисии, Польша просто лишится судостроения как отрасли национальной экономики. В данный момент Варшава предлагает Брюсселю компромисс – поляки согласны на ликвидацию обанкротившихся верфей в Щецине и Гдыне, однако настаивают на том, чтобы реформы завода в Гданьске не были столь значительными, как того хочет Европа. «Если мы согласимся с требованиями ЕС, то к 2010 году вместо судостроения как отрасли промышленности мы будем иметь кустарное производство», – считает замминистра промышленности Польши Павел Понцилюш. Кроме того, массовые увольнения с градообразующего предприятия, а именно таким и является гданьская верфь, могут привести к росту социальной нестабильности в польском обществе, которое, кстати говоря, все больше проникается евроскептицизмом. По мнению ряда польских СМИ, за столь яростными атаками на верфи стоит лобби немецких судостроителей, пользующихся структурами ЕС как инструментом для уничтожения конкурентов. Косвенно эти подозрения подтверждаются словами генерального секретаря Объединения европейских верфей Рихарда Лукена. «Наши польские коллеги живут в прошлом, но теперь пришло время взглянуть в глаза реальности», – считает он.

Еще одним немаловажным аспектом, заставляющим поляков бороться за сохранение верфи в Гданьске, является ее важное идеологическое значение для нынешней Польши. Ведь именно на этом предприятии в 1980 году был создан первый в соцлагере по настоящему независимый профсоюз, лидер которого, Лех Валенса, в 1990 году стал первым демократически избранным президентом страны. Кстати, и нынешние лидеры страны – премьер и президент Качиньские, тоже прошли в свое время школу «Солидарности». Между тем уже 31 августа перед зданием Еврокомисии в Брюсселе состоится протестная демонстрация гданьских рабочих, требующих от ЕС не настаивать на реструктуризации их предприятия.
Источник: РБК daily

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.