О том, что Калининградская область в перспективе может привлечь 5–7 млн туристов в год, в своём послании по итогам 2011 года говорил губернатор Николай Цуканов. Правда, в госпрограмме развития области эта цифра снизилась до 4 млн к 2020 году. В проекте госпрограммы «Туризм», которая появилась в начале ноября 2013 года, амбиции упали до 2 млн человек в случае развития амбициозного сценария туротрасли и до 1 млн человек — в случае развития базового сценария.
Учитывая, что по итогам 2012 года Калининградскую область, по данным минтуризма, посетило 550 тысяч человек, цифра в 1 млн к 2020 году представляется
«Якорный» проект
Министерство экономики в проекте инвестиционной стратегии отметило, что «проведенный анализ реализованных и потенциальных возможностей туристического сектора Калининградской области позволяет сделать вывод о том, что имеющийся значительный потенциал используется далеко не в полной мере». При этом основным фактором, который сдерживает рост конкурентоспособности региона на российском и международном рынке туруслуг, по мнению министерства, «является отсутствие ярко выраженного центра притяжения, „якорного“ проекта».
Специалисты из министерства экономики предлагают не изобретать велосипед, а идут по уже проторенной дороге, предлагая сделать «якорным» проектом центр отдыха и развлечений под известным брендом. При этом отмечается, что подобный центр не должен иметь аналогов в Восточной Европе и на территории России (почему-то кроме Сочи). «Развитие вокруг парка сети иных объектов (океанариума, филиалов известных музеев и музейных площадок,
Медицинский туризм, футбол и Европа
Также специалисты министерства экономики вспоминают про умеренный климат области и связанную с климатом давнюю идею прежнего и нынешнего правительств области сформировать в регионе центр по оказанию коммерческих медицинских услуг и реабилитации людей старшего поколения. «Реализуемая в Калининградской области программа модернизации здравоохранения наряду с другими мероприятиями по развитию предложения высококачественных медицинских услуг позволят Калининградской области в достаточно краткосрочном периоде привлекать весомую долю российских потребителей подобных услуг, а в перспективе 10 лет — и европейских клиентов», — уверены в министерстве экономики
И, конечно же, «важнейшим фактором, определяющим развитие
«Для позиционирования калининградского туристического продукта в качестве российского возможна разработка концепции „Россия в Европе“, — продолжает областное министерство экономики. — Уникальное эксклавное положение Калининградской области относительно остальной территории России означает, что область может привлекать туристов как из России, так и из Европы». Таким образом, полагают специалисты, территорию области можно использовать «в качестве площадки для диалога между Россией и Европой, стимулирующей въездной туризм как из иностранных государств, так и из других регионов России».
Почему 7 миллионов
По данным министерства экономики, в 2011 году рынок туристических поездок в России оценивался в 35 млн поездок в год, причём половиной поездок был «отдых на юге». На культурный туризм и экотуризм приходилась половина от 35 млн российских туристов, путешествующих внутри страны. «При условии продолжающегося роста благосостояния россиян, к 2020 году общее число годовых поездок россиян внутри страны может достичь около 50 млн поездок», — отмечает министерство экономики.
Дополнительно около 13 млн российских туристов в год, говорится в проекте стратегии, совершают турпоездки за границу, в основном в «пляжные» страны —Турцию и Египет. «Вместе с тем довольно значительный поток российских туристов зафиксирован по таким направлениям, как Прибалтика (186 тыс) и Финляндия (709 тыс). Прогнозы роста благосостояния россиян предполагают, что к 2020 году общее количество туристических поездок россиян за границу может достичь 20–30 млн поездок в год, — продолжает министерство. — Таким образом, общее количество туристических поездок внутри и за пределы страны может достичь 70 млн поездок». Завоевание Калининградской областью 10% рынка внутренних российских туристических поездок к 2020 году будет означать привлечение около 5 млн российских туристов. «Дополнительно область также может привлечь больший поток иностранных туристов, преимущественно из Европы, — говорится в докладе. — В настоящее время Прибалтику и Польшу ежегодно посещает около 18 млн европейцев, из них около 6 млн — страны Прибалтики, что составляет 1,5–2 млн иностранных туристов в каждую из стран. Потенциально, при наличии соответствующего туристического предложения, Калининградская область могла бы рассчитывать на такое же число иностранцев, преимущественно европейцев. Таким образом, достижение справедливой доли потока балтийского туризма со стороны европейцев означает привлечение еще дополнительно 1,5–2 млн туристов».
Привлекательные сегменты
По мнению специалистов министерства, возможности культурного и экологического туризма в Калининградской области сопоставимы со многими другими направлениями, которые популярны среди путешественников. Особо отмечается «привлекательность предложения Калининградской области в сегментах экологического туризма, сельского туризма и туризма в целях укрепления здоровья, велотуризма». Правда, развитие велотуризма, соответственно, потребует строительства велодорожек на основных туристических маршрутах. Также, полагают специалисты из правительства, отдельным направлением должно стать развитие поселков на Куршской косе и других территориях. Дополнительно предлагается учесть потенциал развития туризма с точки зрения положения Калининградской области как морского порта.
Дальше — 10 миллионов
Стратегия создания в Калининградской области крупного туристического центра «Европейская Россия», основанная на тематическом парке международного значения, по мнению министерства экономики, способна привлечь до 7 млн посетителей к 2020 году, а к 2031 году — и до 10 млн туристов, а также обеспечить до 110 млрд рублей. ВРП в ценах 2020 года и до 70 тыс прямых рабочих мест к 2020 году. «В то же время данный эффект будет дополнен развитием и смежных отраслей, обеспечивающих туристические предприятия товарами и услугами, например, производство мебели, электроники, продуктов питания, одежды
Сначала в области необходимо построить средний парк, а на втором этапе развития стратегии туризма (2017–2020 годы) «следует перейти к проектированию и строительству
Для этого, как отмечается в проекте, региону нужно предпринять целый комплекс мер: обеспечить беспрепятственный въезд туристов и упростить условия ведения бизнеса; модернизировать аэропорт, дороги, улучшить внешний вид городов; вести грамотный маркетинг территории — разработать и начать кампанию по продвижению туристического имиджа Калининградской области. Кроме того, в области нужно обеспечить появление туристических объектов и мероприятий — возродить и создать знаковые якорные объекты, такие, как «Старый город», и мероприятия — такие, как проведение регулярных фестивалей.
Кроме того, в регионе нужно построить до 45 тыс новых гостиничных номеров, до 1600 новых ресторанов, 6 крупных
«Реализация предложенной стратегии позволит реализовать значительный потенциал экономики Калининградской области за счет создания полезного продукта во многих смежных с туризмом областях и за счет создания новых рабочих мест», — говорится в инвестиционной стратегии.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter