Равные возможности для каждого инвестора - непреложный закон рынка

Все новости по теме: Губернатор области
Если административная реформа в субъектах Федерации проводится на основе единого федерального законодательства и соответствующих указов Президента, то направления и темпы экономического развития регионов весьма разнообразны и зависят от множества факторов, включая географические. Особенности построения новой экономики в самом «европейском» регионе страны мы обсуждаем с Губернатором Калининградской области Георгием Валентиновичем Боосом.

Какие направления развития России наиболее перспективны, на Ваш взгляд, для успешного решения задач построения новой экономики? С какими проблемами Вам, как губернатору, приходится сталкиваться на этом пути?

Экономики, базирующиеся на добыче минеральных ресурсов и нефти, столкнулись и продолжают сталкиваться с проблемой падения эффективности внутреннего капитала, тенденциями к концентрации богатства и неравномерному распределению дохода, игнорированию традиционных секторов экономики, не связанных с добычей энергосырьевых ресурсов. Поэтому основой экономического роста в России в первую очередь должно стать развитие наукоемких отраслей, инновационных производств с использованием возможностей сложившейся конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Если рассматривать с этой точки зрения Калининградскую область, то с учетом развития мировых интеграционных процессов в международной торговле и вступления России в ВТО необходимо обратить особое внимание на развитие транспортной инфраструктуры.

Так, например, стратегия развития нашего региона опирается на возможности, предоставленные федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области (ОЭЗ). В ней (стратегии) четко определены наши приоритеты: развитие транспортного комплекса, энергетики, туризма, АПК и пищевой промышленности.

Основные проблемы на пути обеспечения устойчивого экономического роста в Калининградской области обусловлены географическим расположением области, ее оторванностью от основной территории России. В этой связи решение важнейших для нашего региона задач немыслимо без помощи федеральной власти. И, не могу не отметить, мы находим полное понимание и поддержку со стороны Президента России В.В. Путина и Правительства РФ.

К числу наиболее актуальных для региона я бы отнес следующие проблемы:

* для приведения ФЦП развития Калининградской области на период до 2010 года в соответствие со сложившейся ситуацией необходимо продление сроков ее реализации до 2013 года, а также пересмотр в сторону увеличения лимитов финансирования из федерального бюджета;
* обеспечение энергетической безопасности Калининградской области требует увеличения объемов поставок газа и электроэнергии;
* в ходе модернизации дорожной сети следует обеспечить «транспортную доступность» туристско-рекреационной особой экономической зоны, игорной зоны, пунктов пропуска на границе;
* важнейшее значение имеет развитие портового комплекса.

Разработанная нами программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007–2016 годы, базирующаяся на стратегии и законе об ОЭЗ, при условии реализации всех мероприятий позволит достичь главной цели: выхода на паритетный с европейскими странами уровень жизни населения региона.

Что делается руководством области для улучшения инвестиционной привлекательности региона?

Основой для привлечения крупных инвестиционных вливаний и развития высокотехнологичных производств в Калининградской области стало введение специального правового режима хозяйственной и инвестиционной деятельности на ее территории в соответствии с законом об ОЭЗ.

Особое внимание мы уделяем созданию конкурентной среды на рынке с равными возможностями для всех его участников. Поэтому все преференции и льготы, которые раньше были предоставлены отдельным фирмам, отменены.

Принят областной закон «О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области». В нем установлены виды государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории области, вне зависимости от их организационно-правовых форм. Закон также направлен на увеличение объемов инвестиций, рост их эффективности и предусматривает ряд гарантий для инвесторов: равный доступ к земельным ресурсам и к инфраструктуре, а также возможность субсидирования процентной ставки.

Кроме того, для привлечения инвесторов на территории региона создаются промышленные зоны и технопарки. Принята программа развития янтарной отрасли, в которой предусмотрено создание «янтарного» кластера.

Помимо этого, введен упрощенный визовый режим для иностранных бизнесменов, упрощены процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ведение трудовой деятельности в России, осуществляется дебюрократизация на местном уровне – все эти элементы, я надеюсь, значительно упростят ведение бизнеса в Калининградской области для иностранных резидентов ОЭЗ.

Правительством Калининградской области оказывается административная поддержка инвесторам, реализуются дополнительные меры по оздоровлению рынка и поддержке конкуренции. Я имею в виду борьбу с теневой экономикой; легализацию зарплат; борьбу с контрафактной продукцией; равный доступ к бюджетным заказам и природным ресурсам области на конкурсной или аукционной основе. В результате немногим более чем за год работы нового закона об Особой экономической зоне в Калининградской области уже зарегистрировано 45 резидентов с общим объемом капиталовложений около 23 млрд рублей. А это – более 8 тысяч новых рабочих мест.

Благодаря скоординированным совместным усилиям федерального и областного правительств происходит структурная реформа в экономике. ВРП области вырос в 2006 году почти на 20% в сопоставимых ценах. Среди регионов СЗФО Калининградская область по итогам 2006 года заняла I место по росту индекса промышленного производства.

Какие шаги предпринимаются в регионе для повышения эффективности государственного управления?

Повышение эффективности государственного управления в нашей области – результат реализации административной реформы: работы по оптимизации структуры и функций государственных учреждений, государственных унитарных и казенных предприятий, подведомственных областным исполнительным органам государственной власти. В русле этих задач Правительством Калининградской области разрабатываются показатели (критерии) эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной и муниципальной власти с последующим внедрением (корректировкой) процедур управления по результатам мониторинга. Предусмотрены и механизмы административного реагирования по итогам анализа работы субъектов власти.

Хочу отметить, что в результате проведенной административной реформы сокращена численность государственных служащих с 1400 до 670 человек (более чем в 2 раза). Количество государственных органов исполнительной власти уменьшилось с 36 до 22.

Вместо 36 главных распорядителей бюджетных средств осталось два: Министерство финансов (в части межбюджетных отношений и финансирования собственных прямых расходов) и Агентство главного распорядителя кредита. Введен эффективный механизм проведения конкурсных процедур. Как антикоррупционная мера существенно повышена прозрачность всех органов власти и транспарентность всей системы управления, включая публичные финансы.

В 2006 году проводилась так называемая оптимизация полномочий. Полномочия, которые связаны с каждодневной жизнью людей, были переданы вместе с финансированием в муниципалитеты, а ряд полномочий – на уровень Российской Федерации. Так, например, обеспечение института мировых судей вместе с необходимым объемом финансирования передали судебному департаменту Верховного Суда, а подразделения пожарной охраны и соответствующие средства – в МЧС России.

Тогда же в ряде муниципальных образований в целях дебюрократизации работы органов власти был введен принцип «одного окна» в реальном и социальном секторах. В текущем году полученный опыт будет распространен на всю область.

В качестве приоритетных направлений этой работы на текущий год определены: пилотное внедрение административных регламентов на конкретных объектах – многофункциональных комплексах; антикоррупционные мероприятия; оптимизация платных услуг; IT-решения для целей административной реформы, в том числе участие в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)». В рамках программы ТАСИС в 2007–2008 годах дан старт проекту «Повышение административного потенциала в Калининградской области» с бюджетом 6,7 млн евро.

Все эти планы, программы и проекты направлены на повышение качества и доступности государственных услуг, снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, повышение эффективности, обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов исполнительной власти. Региональному Правительству удалось привлечь к совместной работе Мировой Банк, с помощью которого будут разработаны критерии и методики оценки эффективности органов исполнительной власти, а также подготовлена антикоррупционная программа.

Столь масштабная реформа региональной исполнительной власти органично совпала с процессами реализации нового законодательства о государственной гражданской службе в РФ в связи с вступлением в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и целого ряда указов Президента России по этому же вопросу.

Поступление граждан на государственную гражданскую службу Калининградской области осуществляется в порядке конкурсного отбора. Для этих целей в аппарате Правительства Калининградской области образована конкурсная комиссия, в состав которой вошли в том числе и независимые эксперты. Утверждены Положение о порядке работы конкурсной комиссии, Порядок и Методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в аппарате Правительства Калининградской области. Также упорядочена система заключения служебных контрактов, обновлены должностные регламенты гражданских служащих, внедрена система оплаты их труда, стимулирующая эффективную и ответственную работу.

Объявления о проводимых конкурсах размещаются в газете «Калининградская правда» и на сайте Правительства Калининградской области. Путем проведения конкурсов решаются вопросы не только замещения вакантных должностей, но и формирования кадрового резерва.

«Корни коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти» (В.В. Путин).

Что предпринимается в области для устранения таких изъянов?


Программа административной реформы в Калининградской области предполагает решение ряда задач, направленных на снятие проблем, связанных с высоким уровнем коррупции. В результате реорганизации структуры органов власти Калининградской области функции по распределению и финансированию государственных заказов и закупок для государственных нужд реализуются в форме открытых конкурсов под управлением Конкурсного агентства и Агентства главного распорядителя средств бюджета Калининградской области. Органами исполнительной и законодательной власти региона создана и продолжает совершенствоваться правовая база, регламентирующая государственные функции и предоставление государственных услуг.

Без сомнения, одной из важнейших составляющих пакета антикоррупционных мер является открытость информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В этой связи хочу отметить, что вот уже в течение четырех месяцев заседания Правительства Калининградской области транслируются в Интернете в режиме on-line. Мы постоянно ведем работу над расширением каналов обратной связи «власть – общество». Это и открытая полтора года назад интернет-приемная Губернатора, и создание сайтов профильных министерств, в том числе – Министерства финансов, и постоянно обновляемая рубрика на официальном сайте нашего Правительства «Прямой эфир с Губернатором». На ней, кстати, размещаются ответы на самые актуальные вопросы и обращения граждан, поступившие на телепрограмму «Позиция» местной государственной телерадиокомпании, в рамках которой я регулярно веду диалог как с участниками программы, так и с телезрителями в прямом эфире. Этот список можно продолжить.

В ряду мер по профилактике коррупционных проявлений – повышение профессионального уровня государственных и муниципальных служащих, а также реализация проекта Электронного Правительства Калининградской области, об элементах которого я сказал выше.

Весь этот комплекс мер делает информацию о власти доступной для каждого и обеспечивает прозрачность ее деятельности, расширяя механизмы аудита и контроля со стороны всех заинтересованных как юридических, так и физических лиц.
Источник: Национальные проекты

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.