В конкуренцию на европейском рынке перевозки большегрузных контейнеров вступили калининградские железнодорожники

Развитие транспортной сети нашей области, как ключевого региона в сообщениях Запада с Востоком, получает новый импульс. По информации службы по связям с общественностью Калининградской железной дороги, у нас состоялось международное совещание, на котором обсуждался проект организации контрейлерных железнодорожных перевозок из Германии.

Российскую сторону на совещании представляли заместитель министра развития инфраструктуры Калининградской области Игорь Кухта и начальник дорожного центра фирменного транспортного обслуживания КЖД Роман Косогляд, немецкую – представители терминала Золтау во главе с директором Томасом Айдекером.

В рамках реализации первого этапа проекта планируется построить на территории Мамоновского городского округа железнодорожный погрузо-разгрузочный терминал в непосредственной близости от российско-польской границы и провести первые пробные контрейлерные перевозки от терминала Золтау (Германия) до Мамоново. Финансирование работ первого этапа будет вестись на паритетной основе. Российская сторона обеспечивает выделение участков под строительство терминального комплекса и управление проектом, немецкая – финансирование необходимых работ. Для этого создается совместное общество с иностранными инвестициями. Планируется, что до 1 декабря 2007 года стороны завершат юридические процедуры по регистрации общества. Одновременно будет идти подготовка бизнес-плана и строительство железнодорожного пути от пограничной станции Мамоново до терминального комплекса.

Строительство самого терминала в Мамоново начнется весной 2008 года, а в I квартале 2009 года, согласно планам инвесторов, должно быть открыто регулярное движение специализированных поездов между Золтау и Мамоново.

Обсуждая проект, представители немецкой делегации не исключили возможность строительства еще одного терминала в Калининградской области, что позволило бы осуществлять контрейлерные перевозки грузов не только для внутреннего потребления области, но и в другие регионы России и страны СНГ и Балтии. По заявлению представителей немецкой стороны, некоторые фирмы-перевозчики в Германии проявляют заинтересованность в реализации второго этапа проекта. Однако, как было отмечено на совещании, для этого необходимо решить вопросы сертификации погрузочного устройства и производства специализированных контрейлерных платформ.

В рамках встречи в региональном правительстве участникам проекта было поручено проработать вопрос о возможных вариантах партнерства в этой сфере с российскими вагоностроительными заводами.

«Мы будет поддерживать этот проект, - отметил после совещания Роман Косогляд, - поскольку он интересен нам с точки зрения перспектив. Организация контрейлерных перевозок высокодоходных грузов через Калининградскую область – это создание принципиально новой транспортной линии и увеличение грузооборота дороги. Кроме того, приход новых транспортных технологий в область позволит развивать самые современные виды бизнеса в условиях экономической интеграции России и Евросоюза».

Немецкая сторона также, по словам Романа Косогляда, высказала пожелание, чтобы руководство ОАО «РЖД» вошло в состав учредителей совместного российско-немецкого общества, которое займется продвижением проекта.

Вообще идея перевозок большегрузных автомобилей по железной дороге впервые возникла еще в 1914 году. Во второй половине прошлого века инженеры неоднократно возвращались к этому проекту, но приемлемого технического решения он так и не получил. И только развитие техники позволило в 2004 году впервые создать надежные погрузоразгрузочные механизмы и продемонстрировать на терминале Золтау (Германия) первую погрузку и выгрузку большегрузных автомобильных прицепов на железнодорожные платформы. В рамках проекта контрейлерных перевозок на Калининградской железной дороге и терминале Золтау для перегрузки прицепа с автомобильного тягача на железнодорожный транспорт планируется использовать специальную транспортную систему WTT со сменными поддонами.

Вместе с тем некоторые аналитики высказывают сомнение в целесообразности данного проекта. Называя саму идею контрейлерных перевозок «маргинальным сектором, у которого нет развития, а есть несколько уютных тупичков», оппоненты приводят несколько аргументов. В частности, указывают на сложности с документальным оформлением контейнера, который будет несколько раз перегружаться на различные тягачи, и возникающие отсюда проблемы на границах и таможнях. Но, главное, ставится под сомнение экономическая состоятельность новой схемы перевозок там, где уже работает более 20 судоходных линий (на Калининград и Санкт-Петербург), там, где между Германией и Россией ежедневно проезжают тысячи большегрузных автомобилей через сухопутную границу. Кроме того, критики проекта напоминают, что на направлении Калининград - Золтау (Засниц) будут работать только два железнодорожных парома с расценками, по их прогнозам, далеко не щадящими.

В критике «независимых» экспертов явно проглядывают интересы стивидорных компаний, которые уже давно освоили рынок контрейлерных морских перевозок. Уже сегодня в порт Балтийск приходят контейнеровозы, которые разгружаются непосредственно на автотягачи. И дальше – по шоссе в любом направлении.

В принципе железнодорожники со своим проектом вторгаются в давно налаженный и поделенный рынок перевозок большегрузных контейнеров по суше (непосредственно автомобильным транспортом) и по морю. Для региона, как и для конкретных потребителей, это благо, так как, по крайней мере в теории, должно привести к снижению тарифов. И, несомненно, благо для развития экономики, производственного потенциала нашей области, геополитическое расположение которой, кажется, начинает работать на нас.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.