России грозит потеря флота

Из-за того, что чиновники не могут согласовать законопроект, который прекратит уход российских судов под флаги других государств

На прошлой неделе в Госдуме прошли парламентские слушания на тему «О состоянии и законодательном обеспечении развития морского и внутреннего водного транспорта России». Наиболее острым вопросом заседания стала судьба законопроекта о создании Российского международного реестра судов, который способен решить главную проблему нашего флота – уход российских судов в офшорные зоны. Минтранс РФ планирует внести этот законопроект в правительство в конце октября – начале ноября, однако в его согласовании необоснованно отказывает Минфин. По мнению представителей последнего, принятие законопроекта приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет. Портовики только разводят руками: поступлений, о которых говорит Минфин, Россия не получает и сейчас. По мнению большинства специалистов, проект закона все-таки будет принят – вот только неизвестно когда. А пока чиновники решают судьбу закона, угроза вытеснения российского флота на низкофрахтовые рынки и полной его потери становится все ближе.

На сегодняшний день морской транспорт развивается достаточно быстрыми темпами. По прогнозам Минтранса РФ, перевалка грузов в российских морских портах возрастет в 1,9 раза – с 285,7 млн т в 2003 г. до 542,0 млн т в 2010 г. Только в первом полугодии текущего года грузооборот портов России увеличился на 42 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 175 млн т. Производственные мощности российских морских портов в прошлом году увеличились на 27,9 млн т за счет строительства новых перегрузочных комплексов в портах Махачкала, Мурманск, Восточный, Калининград, Приморск. Доля отечественных портов в переработке российских внешнеторговых грузов, перевозимых морским транспортом, с вводом новых перегрузочных мощностей в 2003 г. достигла 75%, а к 2010 г. в портах РФ предполагается переваливать до 90% российских внешнеторговых грузов.

Однако, несмотря на высокие темпы развития, в стране продолжает сохраняться ряд негативных тенденций, препятствующих развитию отечественного судоходства. Эти проблемы и пути их решения и стали основной темой состоявшихся вчера в Госдуме парламентских слушаний «О состоянии и законодательном обеспечении развития морского и внутреннего водного транспорта России». Как отметил в своем выступлении заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Виктор Клюс, в условиях, когда право выбора грузоперевозчика принадлежит преимущественно иностранным партнерам, количество внешнеторговых грузов, перевозимых российскими судовладельцами, значительно сократилось, а ежегодные потери российского флота превышают 2,7 млрд долл. Дальнейшее неконтролируемое развитие ситуации создает реальную угрозу монополизации зарубежными судоходными компаниями транспортного рынка России, причем с самыми гибельными последствиями для последнего.

Однако, как заявил заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, усилия, направленные на повышение привлекательности российских портов, не будут увенчаны успехом без надлежащего правового регулирования портовой деятельности. Но до сих пор все попытки транспортников предпринять что-либо в этом отношении ни к чему не привели. Один из самых актуальных вопросов в этой области, по словам Сергея Аристова, – принятие федерального закона «О морских портах РФ», разработанного Минтрансом РФ. «Концепция закона была одобрена Госдумой еще в ноябре 2002 г., однако закон до сих пор не принят», – отметила в своем выступлении председатель рабочего комитета Ассоциации морских торговых портов (АСОП) по коммерческо-правовым вопросам Марина Маленьких. По ее словам, в условиях отсутствия закона о портах портовики вынуждены основываться на законодательных нормах других организаций, что ущемляет их интересы. Очередные проблемы с прохождением законопроекта, по мнению замминистра транспорта, во многом связаны с реформированием вертикали власти.

Но еще большее сопротивление встретил проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты РФ в части, касающейся создания Российского международного реестра судов». По словам г-на Аристова, Минтранс РФ планирует внести в правительство этот законопроект в конце октября – начале ноября. Данный законопроект предусматривает применение к зарегистрированным в Российском международном реестре судам особого налогового режима, создающего для них экономические условия, аналогичные действующим в зарубежных странах, где такие реестры уже созданы. Сейчас Россия контролирует 1,1 тыс. судов общим дедвейтом 11,9 млн т. А принятие этого закона, по мнению замминистра, позволит увеличить состав российского флота на 750 кораблей (зарегистрированных сейчас в других странах) суммарным дедвейтом 17 млн т и общей стоимостью около 13 млрд долл. без привлечения бюджетных средств.

И все бы хорошо, но данный законопроект необоснованно критикует Министерство финансов РФ. По словам Сергея Аристова, Минфин в последнем письме от 11 июня 2004 г. отказал в согласовании законопроекта, несмотря на то, что ранее согласовал и завизировал его при первичном рассмотрении. По оценке Минфина, принятие данного законопроекта приведет к значительным потерям поступлений в бюджет от уплаты таможенных пошлин и к возникновению законодательного механизма для массового уклонения от уплаты таможенных платежей. Однако Аристов считает, что ссылки Минфина на потери таможенных платежей и НДС по транспортным судам, для учета которых и создается Российский международных реестр, необоснованны, поскольку Россия данные платежи давно не получает.

По словам председателя думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева, до конца месяца комитет доработает и утвердит рекомендации в правительство. «Мы призовем правительство ускорить внесение законопроектов в Госдуму, – сказал он. – Прогнозировать их судьбу, конечно, сложно – все зависит от правительства. Хотя мы надеемся, что в правительстве не смогут игнорировать мнение профильного комитета и Госдумы». При этом Валерий Язев отметил, что в ближайших планах законодательной инициативы нет внесения этого закона в Госдуму. Опрошенные RBC daily специалисты считают, что, скорее всего, законопроект будет принят, вот только неизвестно, сколько времени на это потребуется. При этом, по оценке Минтранса, дальнейшее промедление с принятием закона может привести к вытеснению флота под государственным флагом РФ на низкофрахтовые рынки и к полной его потере.
Источник: РБК

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.