"Автотор" попал в немилость

Все новости по теме: Автопром
Его могут оставить без налоговых льгот

На этой неделе губернатор Калининградской области Владимир Егоров обиделся на главу автосборочного предприятия «Автотор» Владимира Щербакова и пригрозил подать на него в суд по причине неполиткорректного поведения. Кроме того, он пообещал руководству «Автотора» лишить предприятие положенных льгот. Причиной начавшейся «вендетты» послужили заявления председателя совета директоров «Автотора» по поводу скандалов в областной администрации, связанных с взяточничеством в окружении губернатора Калининградской области. Впрочем, как утверждают в областной Думе, предприятие все равно лишилось бы льгот, так как якобы не выполняет взятые на себя обязательства. Эксперты же считают, что большие потери «Автотору» в результате конфликта с местными властями не грозят.

Калининградское предприятие ЗАО «Автотор» работает с 1996 г. Завод специализируется на сборке автомобилей Kia – модели Rio, Sportage, Magentis, Carnival и др., а также BMW (3 и 5 серий) и внедорожника Hammer. В 2003 г. «Автотор» собрал 9 тыс. 242 автомобиля, а по итогам этого года собирается собрать около 16 тыс. авто, что на 73,1% больше показателей прошлого года. На днях председатель совета директоров предприятия «Автотор» Владимир Щербаков встретился с Международным клубом директоров (объединяет директоров крупнейших предприятий стран СНГ) и журналистами. На встрече он озвучил планы по развитию компании, а также коснулся вопросов развития экономики области, пояснив, что некоторые местные экономические проблемы связаны со скандалами в областной администрации. По его словам, например, двум отставным заместителям губернатора «надо было работать» (в августе Савву Леонова арестовали за взяточничество, а Олег Шлык добровольно отправился в отставку в начале осени). Более того, резюмировал глава «Автотора», губернатору необходимо отправить в отставку большинство своих заместителей, поскольку эти люди дискредитировали не только себя лично, но и всю региональную власть в целом. Самого главу Калининградского края Владимира Егорова назвал «вполне порядочным губернатором» – правда, не совсем разбирающимся в хозяйственных делах.

Сразу после этого пресс-служба губернатора Калининградской области распространила заявление о том, что глава области собирается внести в местную Думу законопроект о лишении льгот предприятия. Как выяснилось, якобы некоторые депутаты давно ставили под сомнение необходимость поддержки «Автотора» налоговыми льготами. Как заявил RBC daily депутат областной Думы Игорь Рудников, действия руководителей «Автотора» на протяжении восьми лет наносят ущерб Калининградской области. По его словам, когда предприятие только приступило к своей деятельности, Владимир Щербаков неоднократно заявлял в местной прессе, что собирается развивать автосборочное предприятие в области и нуждается в налоговых льготах, позволяющих осуществлять поставку комплектующих, минуя таможенные сборы, составляющие 30–40% от общей суммы. «Тогда речь шла о том, что предприятие будет работать с мощностью 40 тыс. автомобилей ежегодно», – говорит депутат. Администрация Калининградской области, по его словам, пошла навстречу, и областная Дума приняла Закон «О государственной поддержке инвестиционного проекта создания производства автомобилей, мото- и велотехники в области», в соответствие с которым предприятие и стало льготным. Однако на деле, отмечает депутат, предприятие работает с гораздо меньшей мощностью и на нем занято не более тысячи рабочих. Таким образом, по мнению депутатов, предприятие необоснованно пользуется всеми благами налоговых льгот, но не выполняет обязательств перед областью. По их подсчетам, львиную долю налоговых льгот общей суммой 100 млн руб. в год компания направляет на поддержку аффилированных структур (таких, например, как «Автотор-Агро»), которые изначально область поддерживать не собиралась. «Об этом нам пришлось заявить в Прокуратуру Калининградской области, Контрольно-счетную палату областной Думы и федеральные правоохранительные органы, которые рассмотрят вопрос и об уклонении холдинга от уплаты налогов в бюджеты различных уровней», – говорит г-н Рудников. Правда, как сказала корреспонденту RBC daily секретарь управления налоговой задолженности Федеральной налоговой службы РФ Елена Литвинова, пока никаких документов по делу «Автотора» налоговикам не поступало.

Со своей стороны руководство компании «Автотор» заявление губернатора считает необоснованным. Как сказал корреспонденту RBC daily председатель совета директоров ОАО «Автотор-холдинг» Валерий Соколов, высказывания губернатора имеют скорее «эмоциональный характер». Более того, как утверждают в пресс-службе компании, на деле реализовать заявление о лишении льгот будет непросто. «Закон, в соответствии с которым мы имеем право на областные льготы, является больше «пиар-ходом» администрации, ведь его цель - привлечь инвестора, а не поддержать его финансовыми средствами. Кроме того, этот же закон поддерживает и других региональных предприятий-льготников», – сказал RBC daily пресс-секретарь «Автотора» Павел Лешаков. Он также добавил, что основную льготную поддержку завод получает из федерального бюджета в соответствии с законом, предусматривающим льготы предприятиям особой экономической зоны.

Впрочем, только «льготным» наказанием губернатор Калининградской области Владимир Егоров ограничиваться не собирается. Как сообщили RBC daily в администрации Калининградской области, недовольство губернатора выльется также в исковое заявление в адрес г-на Щербакова. «Я направлю исковое заявление в суд о компенсации морального ущерба калининградцам в размере 10 млн евро – по 10 евро. каждому жителю», – говорится в заявлении губернатора, распространенном в начале недели. В том же документе отмечается, что «председатель совета директоров компании «Автотор» Владимир Щербаков зашел слишком далеко и избрал себе роль «самозванца и вершителя судеб жителей калининградской области, в таком помещичьем тоне не высказывался ни один представитель государственной власти». Между тем эксперты считают, что скандал не повлияет ни на деятельность компании «Автотор», ни на спрос автомобилей того класса, который собирает ее завод. По словам эксперта консалтинговой компании BKG Владимира Скопцова, в настоящее время потребность рынка в автомобилях такого класса составляет около 1 млн ежегодно, и зарубежные партнеры вряд ли будут отказываться от сотрудничества с компанией.
Источник: РБК

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.