Затор в "Автоторе"

Все новости по теме: Автопром
На прошлой неделе глава калининградского завода "Автотор" Владимир Щербаков обвинил областную администрацию в некомпетентности и коррупции. В ответ губернатор Владимир Егоров пообещал лишить автозавод налоговых льгот и заставить через суд выплатить 10 млн. евро за моральный ущерб. Эксперты считают, что, затеяв перепалку, Щербаков нацелился на смену руководства Янтарного края. По всему чувствуется, что в свою пользу.

Владимир Щербаков раскритиковал работу Егорова и его ближайших соратников в присутствии по меньшей мере пяти десятков директоров предприятий на заседании Международного клуба директоров: "В регионе есть все для развития бизнеса, но нет мозгов у руководителей". Сам губернатор, по словам Щербакова, человек порядочный, но в хозяйственной деятельности разбирается неважно, а его многочисленные замы попросту воруют. "Некрепкий хозяйственник" Владимир Егоров не преминул отозваться официальным заявлением, назвав выпад оппонента "одним из процессов", направленных на "подготовку к захвату власти на региональном и муниципальном уровнях к концу 2004 года". Губернатор заступился за себя и за народ: 10 млн. евро компенсации за моральный ущерб жителям области (из расчета по 10 евро на каждого) и как минимум 40,7 млн. рублей ежегодно (такова сумма налоговых льгот "Автотору" из регионального бюджета) он намерен направить на социальные нужды. Кроме того, губернатор счел, что невежливый Щербаков недостоин представительствовать в межведомственной рабочей группе по развитию Калининградской области, участвующей в разработке новой редакции закона "О свободной экономической зоне", и собирается ходатайствовать о его исключении из оной перед администрацией президента.

Вершки и корешки

Калининградский губернатор и его окружение - заместитель по финансам и бюджету Леонид Сергеев и вице-губернатор Михаил Цикель - давно упрекают "Автотор-Холдинг" в том, что его бизнес растет на налоговых льготах, тогда как область сидит в долговой яме. В сентябре Лондонский международный арбитраж обязал Калининградскую область выплатить долг по кредиту Drezdner Bank, перепроданному банком инвестиционной компании "Русские фонды" (с набежавшими с 1985 года процентами это около $20 млн.). Бюджет области на 2005 год сверстан опять с дефицитом. В 2004 году размер дефицита заложен на уровне 12,5%, а долги региона на момент принятия бюджета достигли 1,8 млрд. рублей.

Местная дума в начале этого года по инициативе областных чиновников провела слушания по вопросу о снижении объема преференций для "Автотора", но в итоге депутаты не посягнули на льготы крупного налогоплательщика. Однако в августе администрация возобновила атаку и подготовила для местных законодателей ряд предложений по "увеличению налоговых поступлений в бюджет". Затея в том, чтобы изменить соответствующий областной закон и отменить предприятиям "Автотор-Холдинга" льготы по уплате налога на имущество и части налога на прибыль (4%). Аргумент губернатора: область дала Владимиру Щербакову сотни миллионов рублей для организации и ведения производства, региону же "в течение восьми лет достаются жалкие крохи".

Этот "плач" главы региона проливает свет на подоплеку конфликта: и губернаторская команда, и автозавод отстаивают свои интересы в ходе разработки новой редакции закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (сейчас МЭРТ согласовывает документ с другими министерствами). Закон определяет налоговые льготы "Автотора" из федерального бюджета - понятно, что для холдинга это важнее, чем несоизмеримо меньшая региональная составляющая. За 8 лет действия льготного режима общий объем инвестиций в предприятия "Автотора" составил около $283 млн., в которых доля региональных льгот не превышает 2,6% (192,3 млн. рублей). Федеральные льготы, понятно, существеннее. Только освобождение от таможенных платежей позволило, по данным Счетной палаты, сэкономить "Автотору" более 2,4 млрд. рублей в 2001-2003 годах.

Но от суммы налогов, которые заплатит "Автотор" в федеральную казну, зависят дотации областному бюджету из центра. Сейчас Калининградская область должна получать в виде трансфертов 35% от платежей своих налогоплательщиков в федеральный бюджет.

Общий объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий "Автотор-Холдинга" за 1997-2004 годы составит $120 млн. При этом, например, в 2004 году на 1 рубль предоставленных льгот госбюджет получит от "Автотора" 24,9 рубля налогов. Таким образом, доходность государственных вложений составляет 266% годовых. Но областная "пайка", при нынешнем разделе налогов между центром и регионами, не так уж велика, а положенные Янтарному краю 35% возврата выбить из центра в полном объеме не удается. Так что региональные власти, привыкшие сидеть на дотационной игле, кровно заинтересованы в корректировке налоговых льгот федерального бюджета для конкретной компании в сторону увеличения. На фоне плачевного состояния многих предприятий области успешный "Автотор" может, получается, заплатить за всех. Только за первое полугодие 2004 года предприятия-участники проекта уплатили НДС в размере 666,7 млн. рублей.

Политэкономика

Надо сказать, что Владимир Егоров - не первый руководитель обладминистрации, с которым воюет глава "Автотора". По информации "Профиля", еще предшественник нынешнего губернатора Леонид Горбенко пытался выторговать у "Автотор-Холдинга" миноритарный пакет акций - в зачет размера региональных льгот. Горбенко вовсю пользовался административными рычагами: комплектующие для калининградского автосборочного предприятия неделями задерживались на таможне, а налоговая инспекция на "Автоторе" только что не ночевала. Но тогда ничего из этого не вышло.

Судя по всему, Щербакову, сделавшему ставку на свой весьма перспективный (тем более при существовании Особой экономической зоны) бизнес на территории калининградского эксклава, надоели бесконечные попытки местных властей вставлять палки в колеса. Чтобы покончить с этим, ему необходимо усилить свое влияние непосредственно в Янтарном крае.

В мае этого года Щербаков неожиданно покинул кресло председателя совета директоров "Автотор-Холдинга" и занял более скромную должность руководителя завода "Автотор" в Калининграде. Похоже, он отошел от управления многопрофильным холдингом из 18 предприятий, намереваясь активизироваться на политическом поприще. Тем более что опыта работы в политике Щербакову не занимать: с 1988 года он занимал пост министра СССР по труду и социальным вопросам, а в 1990 году был назначен председателем Госплана и заместителем премьер-министра. На всплеск новых политических амбиций Щербакова косвенно указывают и слова нынешнего председателя совета директоров "Автотор-Холдинга" Валерия Соколова, который говорит, что Щербакову, "как жителю Калининградской области, небезразлична ее дальнейшая судьба" (см. интервью). Но возможность претензий Щербакова на губернаторский пост (срок полномочий действующего главы области истекает в декабре 2005 года) Соколов опроверг.

Вообще, в холдинге считают, что никаких политических амбиций за словами Щербакова не кроется - просто по своей натуре он такой прямолинейный: всегда говорит, что думает. Но партнеры "Автотора" по бизнесу рассуждают иначе. "Похоже, что Щербаков начал борьбу с Егоровым за губернаторское кресло. Пока не знаю, как это скажется на нашей работе и не берусь делать какие-либо прогнозы", - заявил "Профилю" один из сотрудников компании "Автоторг" (крупный московский дилер "Автотора"). Аналогичные предположения высказывает глава департамента региональных исследований Центра политтехнологий Ростислав Туровский: "Губернатор Егоров пришел к власти благодаря поддержке федеральных властей и местного бизнеса, в частности компании "ВестБалтТелеком". Позже гендиректор этой компании Владимир Пирогов был назначен вице-губернатором области. Сейчас Пирогов уже не работает в администрации, а у Егорова срок губернаторских полномочий скоро заканчивается.

Сам Щербаков признается, что обсуждал предстоящие выборы губернатора Калининградской области "в высоких московских кабинетах", но свою возможность участия в них отрицает. При этом глава "Автотора" уже высказался по поводу того, кто бы мог стать достойной заменой Владимиру Егорову. Среди прочих имен в длинном списке фамилий фигурировали бывший министр по налогам Геннадий Букаев и председатель комитета Госдумы по экономической политике Валерий Драганов. К подбору местного руководителя Москва должна отнестись очень ответственно: дело в том, что Янтарный край является "малой родиной" Людмилы Путиной.





Валерий Соколов, председатель совета директоров "Автотор-Холдинга": "После нас ни один иностранный инвестор в область не придет"

"Профиль": Как вы можете прокомментировать конфликт между Владимиром Щербаковым и губернатором Калининградской области Владимиром Егоровым?

Валерий Соколов: Я не увидел в словах Владимира Щербакова ничего такого, что могло бы вызвать недовольство господина Егорова. Владимир Щербаков лишь указал ему на то, что он не выстроил нормальную систему взаимодействия со своими подчиненными. Лично я так понял смысл его слов.

"П.": Раньше руководство холдинга не критиковало работу калининградской администрации. Что изменилось теперь?

В.С.: Мы и сейчас не критикуем действия администрации. Владимир Щербаков выступил с критикой в адрес губернатора не от лица "Автотор-Холдинга", а как человек, который сам проживает в Калининградской области. Ему небезразлична дальнейшая судьба региона, судьба его граждан, и он думает о том, какое у региона будущее. Тем более что у Щербакова есть в области свои экономические интересы. Вы же понимаете, что в Калининградской области, как и в любом другом регионе, есть ряд проблем. Владимир Щербаков указал на это губернатору, но тот среагировал чересчур эмоционально. Если господин Егоров уверен в несправедливости критики Щербакова, то мог бы решить вопрос более цивилизованно - скажем, пригласить Щербакова за стол, обсудить с ним возникшие вопросы открыто, перед телекамерами, в печати.

"П.": Как отразится возникший конфликт на работе "Автотор-Холдинга"?

В.С: Пока никаких официальных уведомлений о разрыве сотрудничества с Калининградской областью мы не получали. Мне, как председателю совета директоров "Автотор-Холдинга", не ясны основания для этого разрыва. Соглашения о нашем сотрудничестве выполняются, свои обязательства мы соблюдаем, и заявления Владимира Щербакова в СМИ не могут быть формальной причиной для расторжения соглашения. Более того, оно подписано на семь лет и должно быть автоматически пролонгировано еще на столько же, если не будет расторгнуто одной из сторон. Представьте себе, что льготы отменили и "Автотор" свернул свой бизнес в области. После нас ни один иностранный инвестор в область не придет.





ОАО "Автотор-Холдинг" основано в 1996 году. Акционеры компании - инвестиционная компания Доуан Б.В. (88,04%) и ЗАО "Народный фонд" (11,96%).

Калининградское подразделение холдинга (ЗАО "Автотор") располагает тремя автосборочными производствами, где выпускаются Kia Rio, Kia Sportage, Kia Magentis, Kia Carnival, микроавтобусы Predgio, легкие грузовики Kia моделей К2700II, К3000S и К3600II, BMW 3-й и 5-й серий, Hammer H2, Chevrolet Tahoe, Chevrolet Blazer. За время деятельности на заводе выпущено более 25 тыс. автомобилей.







Недопустимые потери

Какими могут быть последствия противостояния региональной исполнительной власти и ведущей компании Калининградской области? Администрация их еще не просчитала. В заявлении же Владимира Щербакова, направленном 18 октября на имя губернатора Владимира Егорова и председателя областной Думы Владимира Никитина, они перечислены. Так, по мнению главы "Автотора", компании BMW, GM и KIA, получив сигнал, что проекты, в которых они участвуют, лишаются режима благоприятствования, сочтут дальнейшее расширение производства "не приветствуемым администрацией области". Если льготы для автомобилестроителей отменят и продукция "Автотора" потеряет ценовое преимущество перед автомобилями прямого импорта, исчезнет привлекательность проекта и для компаний BMW, GM, KIA, и для "Автотора". В этом случае объемы производства будут последовательно уменьшаться с перспективой полной остановки производства.

По согласованным планам, объем товарной продукции предполагалось увеличить к 2008 году в три раза по сравнению с 2003 годом. Если же произойдет изменение структуры бизнеса участников проекта, что приведет к снижению объемов продукции "Автотора", то региону обеспечено падение ВРП (валовой региональный продукт) с $400 до $20-25 млн. А это местной экономике компенсировать трудно.
Источник: Профиль

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.