Бесконечная история одного нефтепровода

Все новости по теме: Соседи
Президенты Украины, Польши, Литвы, Грузии и Азербайджана встретятся 10—11 октября в Вильнюсе, чтобы в очередной раз обсудить проект продления нефтепровода Одесса — Броды до Плоцка и Гданьска. Участие Азербайджана в саммите преподносится как гарантия заполнения трубы нефтью. Вместе с тем у Баку явно недостаточно «черного золота», чтобы справиться с предлагаемой задачей, подчеркивают эксперты.

Нефтепровод Одесса — Броды, проходящий по территории Украины, построен в 2001 году, его мощность составляет 9 млн т нефти в год. Продление трубопровода до польских городов Плоцка и Гданьска, по мнению сторонников проекта, позволило бы поставлять в Восточную Европу нефть из Каспийского региона, минуя Россию. В 2004 году в целях достройки трубопровода нефтетранспортные компании «Укртранснафта» (Украина) и PERN Przyjazn (Польша) создали совместное предприятие «Сарматия». В настоящее время существующий участок трубопровода используется в режиме реверса: нефть прокачивается из Брод в Одессу, а затем грузится в танкеры.

Предыдущий энергетический саммит глав Украины, Польши, Литвы, Грузии и Азербайджана прошел в мае этого года в Кракове (Польша). На саммит был приглашен и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, однако он предпочел поездке в Польшу встречу с президентами России и Туркмении. Хотя г-н Назарбаев все же отправил в Краков своего представителя, польские и украинские эксперты тогда единодушно признали бесполезность того саммита.

Впрочем, Киев, Варшава, Вильнюс и их союзники из Закавказья всячески демонстрируют серьезность своих намерений достроить трубопровод Одесса — Броды. Как отмечает эксперт Киевского института экономических исследований и политических консультаций Олег Крикавский, на Украине ни одна из политических сил не выступает против данного проекта, поскольку, с их точки зрения, он отвечает национальным интересам страны.

После краковского саммита президентов состоялось еще несколько встреч на уровне министерств энергетики и государственных нефтяных компаний пяти стран. В итоге литовская AB Klaipedos nafta, грузинская GOGC и азербайджанская ГНКАР получили предложение войти в состав украинско-польского СП «Сарматия». Именно расширение СП станет одним из основных вопросов предстоящего саммита в Вильнюсе. В конце прошлой недели азербайджанское информационное агентство «Тренд» со ссылкой на министра промышленности и энергетики Азербайджана Натика Алиева сообщило, что ГНКАР готово стать акционером СП.

Между тем объемы добычи ГНКАР не позволяют рассчитывать на заполнение нефтепровода Одесса — Броды — Плоцк — Гданьск за счет ее ресурсов. Согласно официальной статистике, в январе—сентябре 2007 го­да ГНКАР (с учетом операционных компаний и совместных предприятий) добыла только 6,6 млн т нефти, что, кстати, на 1,8% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Таким образом, чтобы заполнить украинско-польский нефтепровод, ГНКАР пришлось бы направить по этому маршруту чуть ли не всю свою нефть. Между тем сейчас азербайджанское «черное золото» уходит в трубопроводы Каспийского региона, напоминают эксперты. Заметим, что и сам президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе саммита в Кракове признавал, что пока не может гарантировать поставки нефти в трубу Одесса — Броды.

Казахстан мог бы выручить своей нефтью Киев и Варшаву, но более предпочтительными для него партнерами останутся Россия и Китай, уверен генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Кроме того, хотя поддержку проекту высказывали и Европа, и США, до конца неясно, кто будет финансировать строительство трубопровода, подчеркивает эксперт.
Источник: РосБизнесКонсалтинг

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.