БЭА предлпгает сохранить для Калининграда особый режим

Все новости по теме: ОЭЗ
НТА-Приволжье - Бюро экономического анализа (БЭА) сомневается, что Калининградской области нужно менять специализацию с импортозамещения на экспорт, как предлагают авторы законопроекта об особой экономической зоне в регионе. Чиновники возражают, что заменить таможенные льготы для крупных инвесторов на налоговые послабления будет только благом, сообщает в среду газета "Ведомости".

Как пишет издание, по поручению президента Владимира Путина группа под руководством его помощника Игоря Шувалова подготовила законопроект об особой экономической зоне, который отменяет все калининградские таможенные льготы через 10 лет. Одновременно вводятся налоговые льготы: компании, инвестировавшие в регион не меньше 10 млн евро за три года (за исключением ТЭКа, производства алкоголя, торговли и финансовых услуг), полностью освобождаются от налогов на имущество и на прибыль на шесть лет, а в течение следующих шести лет платят налог на прибыль по ставке 12%. Законопроект проходит согласование министерств.

В опубликованном на днях докладе о совершенствовании льготного режима в Калининградской области БЭА приходит к выводу, что перспективы перепрофилирования анклава с импорта на экспорт сомнительны. В последние пять лет местная экономика развивалась очень успешно, пишут эксперты: в 2003 г. объем инвестиций превысил уровень 1999 г. на 330% (в России — на 54%), а промышленное производство — на 95% (в России — на 37%). Правда, спад 1990-1998 гг. в регионе тоже был в полтора раза более глубокий.

Благодаря таможенным льготам регион успешно развил модель импортозамещающих производств, отмечает завсектором БЭА Евгения Яковлева, подготовившая доклад в соавторстве с двумя специалистами Калининградского университета. Для смены этой модели даже налоговых льгот может оказаться недостаточно. Из-за оторванности региона при небольшом внутреннем сырьевом и производственном потенциале развитие экспортной специализации может быть менее выгодным по сравнению с внутренними регионами, которые пользуются внутренними коммуникациями, поясняет Яковлева. Развитое импортозамещение стало конкурентным преимуществом региона, и отказываться от него ни к чему, говорится в докладе. Предложенные в проекте закона об ОЭЗ налоговые льготы местным предприятиям не помогут, поскольку у них нет 10 млн евро: документ направлен на оказание селективной поддержки “небольшому числу предприятий, которые были созданы и работают на территории региона за счет столичных капиталов”, возмущаются авторы доклада.

Разработчики закона об ОЭЗ считают эти доводы несостоятельными. “Без таможенных льгот калининградское импортозамещение из-за отдаленности от рынков сбыта существовать не сможет”, — считает ректор Академии народного хозяйства при правительстве Владимир Мау. Будущее региона за сборочными производствами, а высокая планка получения льгот нужна, чтобы “нельзя было купить ларек и объявить это инвестицией”, говорит Мау. Ориентация на экспорт — перспективная модель, соглашается руководитель калининградского проекта Института “Восток — Запад” Алексей Игнатьев, а 10-летний переходный период достаточен, чтобы нынешние льготники успели адаптироваться. Через 10 лет льготы станут для их получателей необходимы как воздух, возражает руководитель центра анализа полюсов роста и СЭЗ Института экономики РАН Наталья Смородинская, полагающая, что льготы надо было отменить быстрее.

Одобряет экспортную модель и председатель совета Агентства регионального экономического развития области Грант Бонатян, но он опасается, что растущие транспортные издержки и удаленность от России сделают многие проекты нерентабельными. Из-за расстояний Калининграду и нужны льготы, компенсирующие расстояние, считает Яковлева. “За близость к Европе Калининград должен дотировать Россию [а не наоборот]”, — парирует Мау.

Авторы закона о СЭЗ только провозгласили переход к экспортной модели, но ничем его не подкрепили, успокаивает БЭА Смородинская. Налоговые льготы получат все те же “мнимые” импортозамещающие производства, неэффективные при отсутствии льгот и росте тарифов монополий, опасается она. Калининградцам не пробиться на европейский рынок с продукцией обрабатывающей промышленности, поэтому региону нужна совсем другая экспортная специализация, основанная на развитии туризма и IT, и стимулировании не только крупных проектов, уверена Смородинская.
Источник: НТА - Приволжье

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.