Введение ЕГАИС отложено ещё на год

Последние два года алкогольный рынок страны откровенно лихорадит. Многие аналитики связывают это болезненное состояние с пресловутой ЕГАИС - единой государственной автоматизированной информационной системой.

Впрочем, у ее разработчиков цель была благая – избавить страну от поддельной водки. Однако для начала она избавила прилавки от вполне легального импортного алкоголя. Заграничная выпивка должна была маркироваться по-новому, и многие предприятия просто не успели перестроиться. В итоге летом 2006-го виски, бренди и прочие вкусности просто исчезли из продажи.

К осени дефицит удалось преодолеть. Привычные напитки вновь стали красоваться на полках магазинов. Правда, при этом они существенно подорожали. Но это уже другой вопрос.

Очередной этап введения ЕГАИС подразумевал установку на всех предприятиях, выпускающих алкогольную продукцию, автоматических счетчиков учета оборота спирта. С их помощью заводы обязаны передавать данные о количестве и крепости произведенной продукции в Единую систему.

По уму, эти самые счетчики следовало бы установить еще до 1 июля - перед запуском ЕГАИС. Но тогда сделать это не получилось - счетчиков на всех не хватило. А раз так, то чиновники постановили информацию о содержании спирта в продукции заносить в ЕГАИС пока вручную, но к 1 февраля – кровь из носу - счетчики поставить. Иначе все. Останавливай конвейер и распускай персонал.

Владельцы заводов и рады бы установить счетчики, но их за прошедшие полгода больше не стало. Эти приборы выпускают всего несколько предприятий в стране, и они при всем желании не могут в одночасье обеспечить всех счетчиками.

В итоге перед угрозой остановки сказались многие ликеро-водочные предприятия. В такой ситуации чиновники Минфина решили перенести «час икс» на 1 июня 2007 года. Однако к началу лета стало ясно, что надо еще раз переносить дату запуска ЕГАС в автоматическом режиме. «Час икс» был назначен на 1 ноября. Но и к этому времени все проблемы утрясти не удалось. Поэтому новое правительство отодвинуло дату запуска системы еще на год.

Напомним, целью, с которой создавалась ЕГАИС, было отладить контроль за каждой произведенной или ввезенной бутылкой алкоголя таким образом, чтобы проследить ее путь до продажи конечному потребителю. Система, таким образом, связывала производителей, дистрибьюторов, оптовиков и розничных торговцев.

От идеи включить в цепочку розницу пришлось отказаться сразу. Ведь ЕГАИС требует подключения к Интернету, а подавляющее большинство магазинов, особенно в глубинке, доступа к глобальной сети не имеет.

Теперь из системы исключаются и оптовики, поскольку их слишком много, и всех соотвествующей техникой не оснастишь. Правительство уже одобрило соответствующие поправки в Закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В итоге цепочка ЕГАИС сократилась до минимума. По сути, в ней осталось одно звено – призводители. Теперь все, что они произвели, предполагается вносить в ЕГАИС. Однако в магазины, судя по всему, с равным успехом может попадать как проверенная и «запротоколированная» водка, так и «паленая». И в чем тогда смысл ЕГАИС? А ведь на установку системы алкогольная отрасль, по оценке некоторых экспертов, потратила уже свыше трехсот миллионов долларов.

Разумеется, было бы любопытно узнать, как обстоят дела с внедрением ЕГАИСа у крупнейшего в области производителя «беленькой» ОАО «СПИ РВВК». Однако руководство предприятия категорически отказалось давать по этому поводу какие-либо комментарии.

А вот исполнительный директор винно-коньячного завода «Альянс-1892» Александр Егоров отметил, что, по его мнению, сама идея ЕГАИС неплоха, потому, что контроль на алкогольном рынке необходим.

- Наше предприятие закупило все необходимое оборудование и ждало дальнейших указаний «сверху», - сообщил он корреспонденту «Калининградской правды». – Но там решили перенести все еще на год. Что ж, наверное, так надо…
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.