Аграрии потребовали колоссальной финансовой поддержки и запрета импорта до 2015 года

Присоединение России к ВТО вновь стало картой в глобальной интриге. На днях российские аграрии через Совет Федерации потребовали от правительства колоссальной финансовой поддержки и по сути запрета импорта до 2015 года, заявив, что иначе, после присоединения к ВТО, страна останется без еды. Одновременно минсельхоз запрещает голландские овощи и готов запретить все американское мясо. Ответ главы минэкономразвития Германа Грефа не заставил себя ждать: уже на следующий день он убеждал сенаторов, что вступление в ВТО принесет блага именно АПК. Интрига достигла точки кипения.

Еще ранее президент Владимир Путин заявил, что к вопросу присоединения России к ВТО не нужно подвязывать политику. Совпадение или нет, но уже на следующий день Совет Федерации восстал против ВТО. Комитет по аграрно-продовольственной политике верхней палаты объявил, что отечественный АПК не в состоянии открыться Всемирной торговой организации. Для подготовки к конкуренции на равных ему нужно 3-5 лет, в течение которых аграрии должны получать от правительства 12-13 миллиардов долларов поддержки ежегодно (сегодня поддержка - 2,5-3 миллиарда), потратив эти деньги на полное техническое перевооружение. Убойным аргументом стала позиция Российского зернового союза, кормильца всей отрасли: Союз заявил, что если Россия при вступлении в ВТО откажется от субсидирования экспорта, наше зерно станет неконкурентоспособным. В свою очередь животноводы объявили, что если Россия, как того требует ВТО, откажется от квотирования ввоза мяса и снизит ввозные пошлины на него, они умрут вслед за своими буренками. В итоге Совет Федерации рекомендовал нашим переговорщикам настаивать на праве квотирования импортных продуктов аж до 2012-2015 года. "На рынке есть двое: покупатель и продавец. Как правило, один из двух оказывается в дураках. Надо сделать все, чтобы в дураках не оказалась Россия", - сказал председатель аграрного комитета Геннадий Горбунов.

По сути требования Совета Федерации перечеркивают весь тот тонкий баланс, который наши переговорщики выстраивали в Женеве. ВТО вряд ли пойдет на столь долгий переходный период в отказе от квотирования, оно не согласится с таким уровнем господдержки, и она будет против согласования процесса присоединения с партнерами по СНГ и ЕврАзЭС (еще одно требование Совфеда). Недаром Герман Греф уже на следующий день убеждал верхнюю палату, что ВТО словно специально для российского АПК придумано. По словам министра, Россия в статусе члена ВТО сможет требовать компенсаций за поставку из ЕС субсидированного продовольствия или вводить защитные меры против этого явления. Греф также пообещал, что Россия после вступления не снизит ни один из импортных тарифов на еду и даже ужесточит защиту: если сейчас средний "продуктовый" ввозной тариф составляет 18,6 процента, то будет 22,6. И наконец, по словам Грефа, Россия будет бороться за разрешенный размер господдержки в размере 13 миллиардов долларов. Совпадение цифр не случайно: ранее на кулуарном уровне переговорщики называли несколько меньшие цифры (около 9 миллиардов). Правда, в том, что касается мяса, министр разочаровал: пока с партнерами договорились о сохранении квот до 2009 года, а не до 2015-го, как хотят сенаторы. Но аграрии должны были оценить другой жест министра: впервые Греф публично назвал срок присоединения к ВТО - осень 2005 года. То, чего от него не могли добиться ни сталевары, ни газовики, сделали пахари и сеятели. Значит, дело серьезное. С чего бы?

Действительно, от Совфеда можно было бы отмахнуться - не в первый раз там потрясают основы. Но то, что для аграрных лобби из верхней палаты просто планы, для руководителя фитосанитарного ведомства страны Сергея Данкверта уже сегодня - руководство к действию. Г-н Данкверт вернулся из очередной зарубежной поездки, в ходе которой объявил, что Россия не только не собирается разрешать поставки цветов из Голландии и Германии, а даже запрещает ввоз голландских овощей - на них нашли тот же трипс, что и на цветах. Под угрозой закрытия оказалась и Италия, где трипс тоже сыскался. Но венцом всего стала следующая угроза г-на Данкверта: "Не исключено, что мы будем вынуждены пойти на масштабное ограничение поставок животноводческой продукции из США и Канады, поскольку ни минсельхоз США, ни ветслужба Канады не представили информацию о расследовании фактов отправки в РФ контрабандной печени по фальсифицированным сертификатам". Контрабанда, сказал Данкверт, создает угрозу проникновения в РФ "коровьего бешенства". Напомним, что ввоз говядины и субпродуктов из этих стран официально запрещен как раз из-за этой угрозы, тем не менее г-н Данкверт обнаружил в порту Выборга странные контейнеры с печенью якобы для Молдавии, которая от них уже открестилась, и заподозрил, что груз пытались протащить в Россию нелегально.

Что происходит? Реванш. Первый этап переговоров с ВТО был отмечен газовыми баталиями, которые казались России столь важны, что ради их преодоления не грех было положить на алтарь все то же сельское хозяйство. Официально АПК считался на переговорах "неприкосновенной позицией", но на деле между все тем же г-ном Данквертом и прочими членами российской делегации в Женеве постоянно шли неприятные разговоры, и стороны были полны взаимных обид. К сожалению, информация о том, на каких условиях Россия подписала протокол с ЕС, остается закрытой до присоединения России к ВТО, но хотя чиновники минсельхоза оценивают документ как "приемлемый", возможно, это лишь хорошая мина при плохом раскладе. Так или иначе наши пошли ва-банк, и этот ход - уже не инициатива аграрных лоббистов или лично г-на Данкверта, который официально, конечно же, просто делает свою работу.

Цель более-менее понятна. Показать Западу, что Россия не считает АПК разменной монетой. Выбить из Запада некий сложный комплекс уступок и параллельно застолбить торговые позиции России с ЕС и Северной Америкой: заставить ЕС подписать единый ветсертификат, а Штаты - отказаться от использования силовых методов в торговле. При этом все понимают, что правительство не даст АПК 12-13 миллиардов долларов господдержки в ближайшие десять лет: Греф недавно сказал об этом прямо, да и давно ли министр сельского хозяйства Алексей Гордеев спасал аграрный бюджет-2005 от очередного секвестра? К сожалению, это понимают и на Западе, что делает нашу позицию не слишком устойчивой. В конечном счете мировая торговля уважает силу, то есть большие деньги. Страна, которая может позволить себе только запрещать, не есть сильный противник. Тем более что у запретов тоже два конца. Так, замгубернатора Калининградской области Игорь Шевляков уже успел оценить инициативы г-на Данкверта крайне негативно: 80 процентов овощей эта область получает именно из Голландии. Поскольку усилиями того же ЕС поставки продуктов из России в Калининград практически закрыты, области остается лишь переориентироваться на Польшу, а пока суд да дело - пережить жесткий ценовой всплеск и овощной дефицит.

И если бы только речь шла о Калининграде. Вспомним дискуссию на одном из последних заседаний правительства: министр финансов Алексей Кудрин признал, что инфляция не укладывается в прогнозные рамки - 10 процентов, а виноваты продукты и аграрии во главе с Алексеем Гордеевым, который, к слову, считает ВТО "странной и ненужной России организацией", тогда как г-н Кудрин еще в 2002 году сделал очень много, чтобы интенсифицировать переговоры в Женеве. Вклад мяса в инфляцию, считает Кудрин, - 2 процента, и это - "рукотворная проблема, которую мы сами себе создали", ограничив импорт. Но спор, в который вовлекли еще и Германа Грефа, не привел ни к каким результатам. В целом Греф занял позицию аграриев, заметив, что квоты на мясо хотя и ведут к росту цен, но способствуют росту и собственного производства. Для чиновников же из ВТО важно видеть, что Россия, как всегда, отнюдь не демонстрирует единой позиции и, запутавшись в своих проблемах, все еще остается легкой добычей в ходе любых переговоров.

Греф не убедил аграриев

Через час после выступления Грефа в Совфеде аграрная наука в лице вице-президента Российской академии сельскохозяйственных наук Ивана Ушачева усомнилась в тезисах министра. По словам г-на Ушачева, вступление России в ВТО приведет к снижению ее доли в мировом экспорте еды до 1 процента и увеличению импорта на 2,3 процента. Это значит, пояснил Ушачев, что Россия будет покупать больше, чем продавать, на 7,3 миллиарда долларов. Он также повторил идею о том, что конкурентоспособность российского АПК в пространстве ВТО заметно снизится. Ученый не верит, что, сделав рынок продуктов более открытым, ВТО будет способствовать повышению эффективности АПК за счет конкуренции. Г-н Ушачев настаивает, что для безболезненного присоединения к ВТО сельскому хозяйству страны потребуется длительный переходный период.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Российская газета

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.