Иномарки уходят в отрыв

На российском автомобильном рынке очередные большие перемены. Представительства мировых автокомпаний подвели итоги продаж своих машин в 2004 году — объемы сбыта вдвое превзошли предыдущие. Лидер — автостроительная группа Hyundai—KIA, самая популярная марка — Chevrolet, самая покупаемая модель — Ford Focus.
Минувший год оказался богат на сенсации. При общем росте российского автомобильного рынка всего на 13% иностранные производители продали своих автомобилей в 2 раза больше, чем годом ранее, — свыше 400 000. Это больше, чем все российские автозаводы, вместе взятые, исключая ВАЗ. Машин, покупаемых в кредит (в чем тоже немалая заслуга иностранцев), выросло на 120%: теперь таким образом приобретается каждый третий автомобиль. У большинства производителей продажи увеличились на 30—60%. Вдвое выросли продажи Ford. Втрое и более — Nissan и Hyundai. Причем корейская компания штурмует Олимп с завидным упорством — 15-е место в 2001 году, 10-е — в 2002-м, 5-е — в 2003-м и в лидерах к началу нынешнего. Эксперты объясняют ее успех предложением автомобилей высокого оснащения, отменного качества и привлекательной цены буквально во всех классах. А также агрессивной политикой, схожей с той, что несколько лет назад применял Volkswagen: Hyundai планирует стать в этом году лучшей автомобилестроительной компанией мира.

Не менее агрессивно действует на нашем рынке и Nissan. В прошлом году руководство компании создало в России генерального импортера — «Ниссан Мотор РУС». Эксперты отмечают высокий уровень обслуживания клиентов и единую, четко выверенную маркетинговую политику. Успеху способствует и удачно созданная линейка автомобилей с новым, креативным дизайном, выделяющим ниссановские машины в общем потоке. В результате спрос на Primera и X-Trail вырос в 2,5 раза, на Almera — почти в 5 раз, влет расходятся пикантные и под завязку начиненные Micra, работающие, как представительские автомобили, не от ключа, а от микрочипа. У «Форда» в три смены заработал завод во Всеволожске, почти половина машин продается в кредит, а четверть объема уходит в корпоративные парки (Ford остался самым крупным игроком на корпоративном рынке). Сбытовая сеть компании в России выросла с 80 до 104 дилеров. Успехи Toyota впечатляют тем, что компания реализует только привозные, то есть чисто импортные автомобили, причем продающиеся в верхней ценовой нише своих классов. Самые покупаемые ее модели у всех на слуху — Corolla, Camry, Avensis, RAV4, Land Cruiser. Toyota обещала построить в России завод, как только продажи достигнут 50 тыс. автомобилей в год. В прошлом она продала чуть менее 44 тыс.

Но главный лидер по темпам роста продаж — компания Mazda. Сбыт ее продукции увеличился в 5 раз (а годом ранее в 3 раза). При этом компания оказалась рекордсменом и в другой области. На ее машины самые гигантские очереди: предоплаченные «мазды» приходится ждать не менее полугода, а «Мазду-3» — год. Дефицит даже возродил спекулянтов. Они бронируют машины, а потом перепродают очередь за несколько тысяч баксов «остро желающим».

Автомобили из Азии, как и во всем мире, продолжают продавливать рынок, вытесняя с первых мест других производителей. Однако самой популярной маркой в России и новым крупным игроком на рынке, выйдя из-за спины конкурентов, стала Chevrolet. И это главная сенсация года.

В драке все средства хороши

Едва наступили рабочие дни нового года, средства массовой информации принялись гадать, какая марка и кто из иностранных производителей выйдет на первое место. Головокружительнее всего раскручивалась компания Hyundai, ей и прочили лидерство. Но свое веское слово на днях сказала General Motors. И все перевернулось.

Подоплека в том, что прежде GM «стеснялась» считать свои успехи в совместном предприятии с АвтоВАЗом, предпочитая пусть небольшую, но чистую победу. Тогда как другие (Hyundai, Ford, Daewoo, Renault или KIA) выглядели много лучше именно потому, что учитывали автомобили всех своих производств и «отверточных сборок» на нашей территории. В этот раз GM взяла и посчитала всю продукцию, в том числе и Chevy-Niva, которых было продано почти 56 тыс. И марка Chevrolet, как сказано в релизе компании, оказалась «самым большим иностранным брендом в России». Лидер мирового автопрома сделал ставку на свою американскую марку, решив глобально расширить ее присутствие на рынках Европы и России, сказала в интервью «Профилю» Хайди МакКормак, гендиректор компании GM CIS — официального импортера GM в России. К слову, у General Motors оказалось и больше всего премьер на нашем рынке. К собираемым в Калининграде Chevrolet TrailBlazer и Tahoe (помимо Chevrolet Niva и Viva в Тольятти) прибавились еще три новых автомобиля — Aveo, Lacetti и Evanda, а вместе с ними и машины других марок — Hummer H2, Cadillac SRX, новая Opel Astra. Мировые автопроизводители начинают жить в нашей стране в условиях все более жесткой конкуренции друг с другом. Если еще год назад лидерство на рынке было непринципиальным, главное — присутствие и постепенное наращивание объемов, то теперь ситуация кардинально изменилась: первое место на одной из самых динамичных «площадок» мира становится жизненно важным — как в глазах вышестоящего начальства, так и покупателей. Место на подиуме во многом определяет коммерческий успех производителя. И тут все средства хороши. Ford теперь добавляет к своим заслугам успехи Mazda (компании представляют единую группу). В запасе у него Volvo, Land Rover, Jaguar. Mercedes-Benz впервые посчитал супердорогие Maybach (15 штук) и MacLaren SLR (3 штуки). Toyota учитывает Lexus, а BMW— Mini. Fiat — Alfa Romeo и Lancia… Из всех только Volkswagen не берет во внимание свои многочисленные бренды, каждый отчитывается самостоятельно (а это Audi, Skoda, Seat и даже Bentley). Видимо, время еще не пришло. По нашим подсчетам, VW пока на 6-м месте в списке глобальных производителей, продающих машины на российском рынке. Однако если следовать правилам игры дальше, то не менее успешна на отечественном рынке группа Renault—Nissan (5-е место). И Peugeot—Citroen. А Hyundai образует автомобильную группу с компанией KIA. И тогда лидеры на рынке — они.

Элита

В стане элитных автомобилей борьба не менее напряженна. Лидером остается марка BMW. Концерн продал у нас 5001 автомобиль. А «шестых» бимеров стоимостью от $124 тыс. в 5 раз больше запланированного. Почти равное количество продали Audi и Mercedes-Benz (соответственно 4100 и 4029).

Самыми покупаемыми в этом сегменте остаются автомобили Е-класса. Больше всего своих «пятерок» продала компания BMW (1755 штук). Но, учитывая, что эти машины собираются в Калининграде, успех других производителей не менее впечатляющ: Audi А6 — 1597 штук, MercedesBenz Е — 1262. Однако вопреки расхожему мнению представительские и престижные автомобили покупаются у нас в разы меньше, чем в США или Европе. Например, Audi продала в России в 2004 году 4100 автомобилей. Тогда как в небольшой Великобритании (как и в США) — почти 80 тыс. Даже в Китае компания продает своих машин несопоставимо больше — 64 018 в прошлом году. Примерно такая же картина и с Mercedes-Benz и BMW. Учитывая растущие продажи престижных машин в России, компании стараются держать их в поле зрения. Так, GM даже выделила марки Cadillac, Hummer и Saab в отдельное люксовое подразделение.

Среди моделей этого сегмента наибольший успех выпал на долю новой Audi A3 Sportback (премиум-сегмент в компактном классе автомобилей). Ажиотажный спрос на машину определяет не только острый дизайн, но и высокие ездовые качества и уровень комфорта — машина действительно впечатляет по всем параметрам (результаты теста — в ближайших номерах «Профиля»). Традиционно высок спрос в нашей стране на внедорожники люкс-класса — Lexus RX300 (продано за год 2589 штук), VW Touareg (1908 — рост продаж 1,5 раза), BMW X5 (759), Range Rover (809), «лэнд-роверы» — Discovery (759) и Freelander (677). Из «простых» внедорожников самым покупаемым оказался Toyota RAV4, а самым редким — Jeep Wrangler (14 штук).

Самой редкой маркой на нашем рынке остается Lancia (в 2004 году продано всего 6 автомобилей), а самой редкой моделью— Audi A2 (продана 1 машина, в 2003-м — 2). Главная интрига года Об автомобильных интригах наступившего года, планах производителей и новых машинах мы расскажем в следующем номере «Профиля». Но обойти молчанием самое главное событие, которое, несомненно, уже в эти дни встряхнет весь рынок, мы не можем. Его озвучил на подведении своих итогов Ford.

Как известно, в этом году Ford выпускает новый Focus. Его производство начнется в России 10 мая, а первые покупки придутся на 1 июля. По логике абсолютно новая модель должна быть хоть чуть дороже прежней. Однако Ford затеял на рынке цен новую «гонку вооружений». Вместо предполагавшихся $19 140 (14 000 евро) и «рекламных» $15 720, по которым дилеры готовы были реализовывать новую модель, компания установила на машину цену на $2300 ниже того, что стоит на сегодня прежний Focus, — $11 720 против $14 018, или 10 620 евро. При этом прежней осталась кредитная ставка — 4,9% годовых — и нулевая франшиза. Пока это самое грандиозное предложение из официально озвученных. Ford первым решился построить завод в России и первым установил самые низкие из возможных цены на свою продукцию и теперь не упускает своего лидерства в инициативах и предложениях. Гонка за покупателем набирает новые обороты.
Источник: Профиль

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.