Прорыв в регионы готовят столичные авиакомпании

До экспансии столичных авиакомпаний в регионы остается менее месяца. Несмотря на то что вопрос отмены квот (ограничений по количеству перевозчиков и объемам перевозок) будет решен 1 апреля, авиакомпании уже включили новые региональные рейсы в летние программы полетов. Если эти планы реализуются, то авиаторы ожидают усиления конкуренции на прибыльных маршрутах и сокращения числа перевозчиков.

Если в 2000 году в России работало 267 авиаперевозчиков, то сегодня их 210. При этом всего лишь 23 из них обеспечивают 85% объема всех авиаперевозок. Парк 84 компаний не превышает 10 самолетов, и эти перевозчики - первые кандидаты на уход с рынка.

В конце 2003 года Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) Минтранса РФ объявила о планируемой отмене квот с 1 апреля на всех внутренних линиях. Это уже не первый шаг ГСГА на пути передела авиарынка - в прошлом году были сняты квоты с 11 авиалиний из 26.

По мнению специалистов ГСГА, квотирование маршрутов мешает развитию рынка и способствует созданию монополий региональными авиакомпаниями, которые не позволяют другим авиаперевозчикам открывать дополнительные рейсы. По словам начальника отдела лицензирования и регулирования перевозок Западно-Сибирского окружного межтерриториального управления воздушного транспорта Александра Жукова, "отмена ограничений на внутренних авиалиниях - естественный процесс, вызванный потребностями рынка". Как пояснили "КС" в Западно-Сибирском МТУ, количество полетов будет по-прежнему регулироваться, но теперь любая авиакомпания сможет расширить сферу своей деятельности, подав заявку в Минтранс на любой интересующий ее маршрут.

Многие крупные авиакомпании уже составили летние расписания с учетом свободного доступа на региональные авиарынки. Как рассказала "КС" начальник пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Данненберг, "проект нашего летнего расписания предполагает значительный рост (примерно на 30%) внутрироссийских авиаперевозок. Так, запланированы полеты летом в Тюмень, Сургут, Уфу и Красноярск". Планы по расширению географии полетов есть и у авиакомпании "Пулково", которая намерена начать с лета полеты из Кемерова, ввести рейсы из Калининграда через Санкт-Петербург в Красноярск, из Санкт-Петербурга - в Нижневартовск, Тюмень и Норильск. Из Кемерова в Санкт-Петербург планирует этим летом начать полеты авиакомпания "Сибирь". По предварительной информации, из Новосибирска "Сибирь" начнет полеты в Благовещенск, Симферополь, Баку, Санкт-Петербург (ежедневно), из Барнаула - в Санкт-Петербург и Сочи, из Иркутска - в Ташкент, из Москвы - в Волгоград, Казань, Ставрополь.

Авиакомпания "КрасЭйр" своими проектами летнего расписания пока не делится. "Трансаэро" планирует увеличение количества рейсов на Дальнем Востоке (Южно-Сахалинск), рассматриваются варианты рейсов в Анадырь (Чукотка) и Магадан.

Острая конкурентная борьба может развернуться на прибыльных маршрутах, где работают крупные региональные перевозчики. Например, Кемерово - Санкт-Петербург, где с этого лета одновременно планируют работать "Сибирь" и "Пулково"; Москва - Красноярск, где предполагает работать с этого лета "Аэрофлот" (несколько лет назад "Аэрофлот" уже предпринимал неудачную попытку потеснить на этом направлении местного перевозчика - "КрасЭйр").

По словам заместителя гендиректора по связям с общественностью авиакомпании "Домодедовские авиалинии" Петра Худолея, "скорее всего, в первое время доля столичных авиакомпаний на региональных рынках будет невелика, потому что даже крупному перевозчику необходимо время для завоевания доверия и популярности у пассажиров".

При обострении конкуренции между крупными региональными и столичными перевозчиками основной удар примут на себя небольшие авиакомпании. Как считает аналитик инвестиционной компании "Проспект" Алексей Зайцев, "для небольших региональных авиакомпаний это лето станет решающим - многие из них вынуждены будут уйти с рынка. Они не смогут конкурировать с крупными перевозчиками ни по уровню сервиса, ни по оснащенности авиапарка". Так же считает и гендиректор авиакомпании "Ангара" (Иркутск) Анатолий Юратаев - части авиаперевозчиков, которые работают на межрегиональных маршрутах, придется в ближайший год уйти с авиарынка. "Не секрет, что региональные авиакомпании, отвечающие за северные завозы и социальные перевозки, зачастую существуют при поддержке местных властей. Если на региональные рынки выйдут новые игроки, конкуренция усилится и поддерживать местных перевозчиков будет сложно", - говорит Анатолий Юратаев.

Впрочем, региональным компаниям есть что противопоставить конкурентам. Серьезным препятствием для либерализации внутреннего авиарынка могут стать региональные авиакомпании, имеющие в своей структуре еще и аэропорт, что позволяет им ограничивать притязания конкурентов. С такими препонами сталкивались в свое время, например, "Аэрофлот" и "Домодедовские авиалинии" в Красноярске, "Сибирь" - во Владивостоке, где объединены местные аэропорты и авиакомпании.

Как считает начальник отдела по связям с общественностью "Сибири" Игорь Волков, "сегодня нет равных условий для участников рынка. Необходимо постепенно вводить меры по отмене квотирования, не забывая о решении таких проблем, как разъединение авиакомпаний и аэропортов".

По мнению советника генерального директора авиакомпании "КрасЭйр" Андрея Егорова, отмена квот возможна, если государство возьмет под строгий контроль соблюдение требований лицензий, выдаваемых авиакомпаниям: "Нужно создать равные условия при использовании аэропортовых ресурсов, приобретении отечественной и зарубежной авиатехники. При отмене квот необходимо не допустить снижения занятости провозных емкостей ниже определенного порога, и это должно являться предметом государственного регулирования".

Перспектива конкуренции не пугает столичные авиакомпании. По словам Ирины Данненберг, "очевидно, что появление нового игрока на уже сложившемся рынке приведет к конкурентной борьбе. Мы готовы к этому и намерены привлекать пассажиров высоким уровнем сервиса". Как пояснили "КС" в пресс-службе авиакомпании "Пулково", "на маршруте между Санкт-Петербургом и Красноярском у "Пулково" есть большой опыт работы, учитывающий все возможные риски". По мнению Алексея Зайцева, "очевидно, что авиакомпании, выходящие на рынки, где предстоит борьба за пассажира, наверняка имеют в запасе ресурсы, которые позволят им конкурировать".
Источник: АвиаПорт.Ру

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.