Акции «Вестера» пойдут на бонусы

Торговая сеть «Вестер» решила простимулировать ключевых менеджеров в их работе по наращиванию капитализации компании перед IPO, которое намечено на 2011 год. Как стало известно РБК daily, «Вестер» приступил к реализации опционной программы, в рамках которой приблизительно 30 сотрудникам продовольственной сети до начала первичного размещения будет начислено 200 бонус-акций общей стоимостью 1% от капитализации компании. Акции для поощрения менеджеров выкупит акционер сети Олег Болычев после IPO. До «Вестера» опцион для менеджеров среди компаний розничной торговли выпускала только Х5 Retail Group.

Продуктовая сеть «Вестер» основана в 1993 году в Калининграде. На конец 2007 года работала в 17 российских регионах, а также на Украине, в Казахстане и Белоруссии. Объединяет более 50 магазинов общей торговой площадью свыше 100 тыс. кв. м. Развивается в трех форматах: универсам, супермаркет и гипермаркет. Выручка в прошлом году составила 450 млн долл.

О разработке программы лояльности для менеджмента РБК daily рассказал владелец «Вестера» Олег Болычев. «Программа будет касаться сотрудников только продовольственной сети «Вестер» и охватит не только высший, но и средний менеджмент компании — всего около 30 человек. Начиная с 2007 года и вплоть до выхода торговой сети на IPO им будут начисляться бонус-акции. При этом количество начисленных акций будет зависеть от вклада менеджера в рост рыночной стоимости компании», — поясняет суть программы г-н Болычев.

По его словам, менеджеры получат в совокупности 200 бонус-акций, общая стоимость которых составит 1% от капитализации компании. «К примеру, если капитализация нашей торговой сети к моменту проведения IPO достигнет 5 млрд долл., то на программу лояльности мы потратим 50 млн долл., соответственно, стоимость одной бонус-акции составит 200 тыс. долл.», — говорит г-н Болычев. При этом акции премированным менеджерам будут выдаваться после IPO. Выкупит их сам Олег Болычев. Если сотрудник уволится раньше, он не получит бонусных акций.

«Вестер» стал вторым российским ритейлером, решившим реализовать опционную программу лояльности для менеджмента. До этого опцион для менеджеров выпускала только Х5 Retail Group. Так, весной 2006 года 13 руководителей сети «Пятерочка» получили опцион на 6,6 млн акций по цене 0,25 долл. за штуку с правом их выкупа в 2008 году. Однако уже в конце 2006 года компания досрочно закрыла программу, выплатив менеджерам разницу в стоимости акций в 67 млн долл. Сейчас в компании до 2010 года действует новая опционная программа стоимостью около 310 млн долл.

«Как правило, пакеты акций для программ лояльности по схеме «Вестера» — фантомные: никаких акций в распоряжение топ-менеджеров не передается. Однако подобный ход акционеров является довольно эффективным инструментом повышения капитализации компании, и в долгосрочном периоде опционная программа должна положительно сказаться на финансовых показателях «Вестера», — считает Роман Тышковский, руководитель практики медиа консалтинговой компании Pynes & Moerner. — Но опасность таких долгосрочных программ состоит в том, что психологически человеку тяжело что-то сделать сейчас и не увидеть результатов сразу. Поэтому такие программы, как правило, хорошо работают на амбициозных и новых сотрудников».

Однако, по словам Олега Болычева, в разработке программы акционеры учли этот психологический аспект: «Мы приняли решение об ускорении выплат, и 25% от общего числа акций может быть погашено начиная с середины 2009 года, но при этом у досрочно погасившего свои бонус-акции менеджера уже не будет возможности получить премию по этим акциям на начало IPO, когда капитализация компании существенно вырастет».

«Плюс системы бонус-акций, разработанной «Вестером», прежде всего в том, что компания не несет существенных финансовых затрат в течение срока действия программы, следовательно программа не повлияет негативно на показатель операционной рентабельности компании, что будет важно для финансовой отчетности», — говорит топ-менеджер одной из федеральных торговых сетей.
Источник: РБК

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.