Куршскую Косу может залить море и... нефть

Несмотря на активные протесты защитников природы и общественности, российский нефтяной концерн ЛУКОЙЛ продолжает разработку нефтяного месторождения Д-6 в непосредственной близости от национального парка Куршская коса.

Общественные организации "Экозащита!" и Балтийский ресурсно-информационный центр, начиная с весны 2002 года ведут кампанию "СТОП Д-6" с требованием остановить реализацию проекта. Экологи считают, что лица, ответственные за его реализацию, недооценивают опасность загрязнения нефтью Балтийского моря и побережья Куршской косы, которая является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В ноябре 2003 года эксперты ЮНЕСКО признали, что разработка месторождения Д-6 представляет экологическую угрозу для национального парка Куршская коса. С протестами по поводу строительства объекта уже выступили и парламенты Литвы, Латвии и Эстонии, и страны, входящие в парламентскую ассамблею Совета Европы - Дания, Германия, Польша, Австрия, Великобритания и Швейцария. Однако 600 или даже 700 тысяч тонн нефти, которые ЛУКОЙЛ собирается ежегодно добывать на месторождении вблизи Калининграда, похоже, весят потяжелее любых призывов и протестов. Ситуацию разъясняет Алексей Милованов, пресс-секретарь калининградской группы "Экозащита":

- Этот проект очень опасен для экосистемы юго-восточной части Балтийского моря и конкретно для Куршской косы, национального парка и объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы считаем, что в случае разлива нефти, она практически неминуемо попадет на Куршскую косу. Единственный способ ее оттуда убрать – это собрать большое количество загрязненного песка. А Куршская коса и без того находится под постоянной угрозой размытия морем. Кроме того, существующие нормы добычи нефти в России таковы, что на тонну добытой нефти может быть разлито до одного стакана, и это не считается аварией. Учитывая, что в год предполагается добывать около 600 тысяч тонн нефти, можно подсчитать, сколько таких стаканов может быть пролито. В случае аварии масштабы загрязнения, естественно, будут еще больше.

- В какой стадии находятся сейчас работы, началась ли уже нефтедобыча?

- Нефтедобыча еще не начата. Сейчас происходит бурение скважины, этот процесс может продлиться еще около пяти месяцев. Так что у нас еще есть время, и мы приложим все усилия, чтобы остановить этот опасный проект.

- Недавно вы опубликовали доклад, в котором с научной точки зрения обосновывается опасность проекта для окружающей среды Что еще было предпринято, чтобы остановить строительство Д-6 и какова реакция местного населения на ваши усилия?

- Мы проводили очень много разных мероприятий. В частности, мы собирали подписи на открытках, которые были направлены президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину с просьбой остановить этот опасный проект до проведения международной экологической экспертизы. Более трех тысяч подписей было направлено в адрес президентской администрации и, судя по сообщениям на сайте администрации президента, он эти сообщения получил.

- Вы сказали "судя по сообщениям на сайте президента". Значит ли это, что президент вам не ответил?

- Нет, ни на одну открытку президент, к сожалению, не ответил. На все наши запросы в различные государственные структуры приходит совершенно стандартный ответ, в котором написано, что соблюдены все требования, нормы и стандарты российского и международного природоохранного законодательства. Правда, у нас есть доказательства, что это не так, но наши федеральные структуры, как кажется нам, не озабочены проблемой нефтяного загрязнения.
Источник: DW-WORLD

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.