Калининградская область и Белоруссия придумали, как решить давнюю проблему с грузоперевалкой

Все новости по теме: Соседи
Два дня в самом западном регионе России провела делегация белорусских чиновников и бизнесменов во главе с вице-премьером республики Андреем Кобяковым. Вчера состоялось заседание межгосударственного совета по сотрудничеству Калининградской области с территориями и органами власти Белоруссии. Речь на встрече шла не только о перспективах, но и о насущных проблемах в отношениях двух сторон. Уже несколько лет главенствующее место среди них занимает неурегулированный вопрос перевалки грузов – Литва делает всё, чтобы Белоруссия свои товары отправляла транзитом по её территории, оставляя калининградские порты «с носом». Убедить её отказаться от демпинга не удаётся до сих пор. Зато на вчерашнем заседании был, кажется, найден вариант, как транзит грузов перенаправить всё же в Калининград.

Каждый доллар на счету

Проблему транзита грузов стоит перевести на язык цифр. Сейчас Литва за перевозку по своей территории до Клайпеды одной тонны белорусских товаров (например, калийных удобрений) берёт 20 долларов. Чтобы ту же партию доставить в наш порт, требуется выложить ещё 8 долларов. В принципе, не так и много, но когда идёт речь о перевозке сотен тысяч и миллионов тонн, то сумма вырисовывается внушительная. Как заметил на заседании белорусский вице-премьер Андрей Кобяков, это и есть главное препятствие, не позволяющее пустить грузы из Белоруссии в Калининград. «Мы будем вести переговоры с литовской стороной о выравнивании тарифа», - заметил он. Но вряд ли эта затея увенчается успехом. Совсем забрасывать её, конечно, нельзя, но нужна альтернатива. И её вроде как нашли.

На вчерашнем заседании стали считать, что же заложено в восьмидолларовую разницу. Выяснилось: одна половина - это завышенный тариф, который литовские власти установили на железнодорожном направлении на Калининград. А вторая – местные портовые сборы. Региональные портовики уже заявили, что готовы от своих четырёх долларов с тонны, если это поможет делу, отказаться. Но главная задумка в том, что предложено объединить усилия «Белорусской калийной компании» с местным ЗАО «Содружество-Соя». Калининградские соевики получают сырьё для своего производства из Южной Америки, отправляя за ним огромные суда, которые туда идут порожняком. Белорусы предложили – зачем гонять их пустыми, если можно загрузить калийными удобрениями, спрос на которые имеется и по другую сторону океана? Такой совместный фрахт может оказаться настолько выгодным, что проблема литовского демпинга станет неактуальна.

В итоге решили эту тему хорошенько обдумать, а уже затем приступать к конкретным действиям. Прогресс в сложном и застарелом вопросе очевиден. «Мы продолжим переговоры с Литвой. То, что делают соседи, – откровенная дискриминация. Такие тарифы – нарушение правил ВТО и ЕС. Я уже общался на эту тему с еврокомиссаром Бенитой Ферреро-Вальднер и намерен выйти на Брюссель ещё», - заявил губернатор области Георгий Боос. По его мнению, Литве следует уважать те страны, которые обеспечивают её портовые мощности грузами. «Иначе все грузы из России, Белоруссии и Казахстана уйдут на Усть-Лугу, и проект «Два К» прикажет долго жить. В нём, собственно, уже сейчас задействован лишь один «К», - невесело заметил глава региона.

Три преимущества

На вчерашнем заседании губернатор сообщил собравшимся, что в вопросе грузоперевозки всё большее значение будет приобретать калининградский порт. По мнению Бооса, не стоит ориентироваться на ленинградскую Усть-Лугу – да, этот порт хорош, но во многом проигрывает нашему (даже с учётом литовского фактора). «Если Белоруссии нужны морские ворота для своей торговли с Западом, то лучшего варианта, чем Калининград, ей не найти. Усть-Луга удобна для доставки грузов в более восточном направлении, у нас же – Европа. Кроме того, наш порт не замерзает, на услуги ледоколов тратиться не надо. Финский залив – не глубоководный, из-за этого необходимо оплачивать лоцманские проводки, что недёшево», - озвучил губернатор главные минусы Усть-Луги, которые, следуя его логике, одновременно выступают и в роли калининградских плюсов.

Он предложил вопрос о превращении местных портов в морские ворота Белоруссии на Запад вынести на рассмотрение в рамках совета министров Союзного государства. Главе региона возразили, что эта тема уже как-то поднималась, однако министр транспорта РФ Игорь Левитин не поддержал. «Ну и что? А мы будем настаивать. Давайте письмо Зубкову отправим с просьбой дать поручение Минтрансу», - продолжил гнуть свою линию Боос. И с ним согласились.

Вместе с тем не отказываются белорусы и от давней идеи по строительству у нас в Балтийске своих портовых мощностей. Для этого они хотели бы заручиться поддержкой (в том числе и финансовой) на уровне Союзного государства. Губернатор сообщил, что пока соседи раздумывают, в Балтийске уже начата подготовка инфраструктуры.

Был один батон, а стало два

По мнению членов российско-белорусского совета, нынешний товарооборот Калининградской области с Белоруссией весьма скромный, нужен мощный импульс, чтобы он существенно подрос. Вице-премьер Андрей Кобяков спрогнозировал к концу года рост товарооборота до 170 миллионов долларов, заметив, что это – минимум, а вообще надо довести до 250 миллионов. Посол Белоруссии в России Василий Долголёв сказал, что этого мало: «Недостаточный рост. Ну вот представьте – был один батон, а стало два. В процентах много, а на деле? Нам надо так – был миллион, а стало два. Вот это рост!» И губернатор Боос его поддержал. По его мнению, в ближайшем будущем вполне можно прогнозировать увеличение товарооборота до 300-400 миллионов долларов, а там и полмиллиарда не за горами.

Но за счёт чего добиться таких темпов? Прирост могла бы дать, конечно, грузоперевалка. Кроме того, область рассчитывает тесно сотрудничать с республикой в сфере строительства. Белорусы, правда, полной поддержки тут не обещают – республика переживает строительный бум, ресурсы нужны ей самой. «Мы в этом году, например, впервые будем вынуждены ввозить к себе цемент. Раньше всегда экспортировали, а теперь не хватает, надо чуть больше миллиона тонн. Однако Калининград всё же не бросим!» - заверил Кобяков.

Кроме того, удалось договориться о поставках белорусских автобусов в регион. По мнению Бооса, для автоперевозчиков это выгоднее – техника из соседней республики по качеству сопоставима с произведённой в Европе, а стоит почти вдвое меньше.

Накануне заседания глава региона весьма комплиментарно отозвался о белорусском машиностроении. Сделал он это во время посещения выставки «Беларусь-2008» в ДК железнодорожников. Свою продукцию там представили более 70 компаний. «Красивая выставка, интересные товары. Есть много того, что может быть использовано в Калининградской области», - сказал Боос. Он даже лично проверил качество экспортируемой техники – сел за руль предназначенной для уборки улиц машины «Беларус 320 МУП» Бобруйского завода. «Лёгкий в управлении, мобильный, что важно для дорожных работ», - заметил губернатор.

Артек приглашает друзей

Не исключено, что молодёжный образовательный комплекс «Балтийский Артек», который предполагается построить к концу 2009 года возле посёлка Донское, получит международный статус. По предложению Георгия Бооса, проект неплохо бы реализовать под эгидой Союзного государства. «Предварительно этот вопрос с премьером Белоруссии Сергеем Сидорским я обсуждал, он не возражает», - сказал он. Члены совета нашли эту идею приемлемой и решили, что надо инициировать обсуждение в рамках совмина Союзного государства. Как рассказала региональный министр образования Наталия Шерри, «фишка» нашего «Артека» в том, что он будет работать круглый год. «Мы намерены сделать акцент на интеллектуальное развитие детей, молодёжи, молодых семей и педагогов. Работу планируется вести по нескольким направлениям – одарённые дети, иностранные языки, КВН, спорт и так далее. Там будут исследовательские лаборатории, ледовая арена, аквапарк, футбольное поле, киноконцертный зал и прочее», - рассказала она о планах. Единовременно «Балтийский Артек» сможет принять до двух тысяч человек.

Возражений не последовало. Тем более, что тема гуманитарного сотрудничества также была одной из важнейших на заседании. Губернатор Боос предложил даже совместные фестивали проводить по типу «Фабрики звёзд»: «Почему звёзды появляются только из телевизора? Это уже надоело! Давайте сделаем что-то серьёзное, найдём таланты в районах!»

Подробности реализации этой и многих других идей участникам совета предстоит обсудить через год. Очередное заседание пройдёт в Минске или в одном из областных центров Белоруссии.

Вадим СМИРНОВ
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.