Садясь в поезд, богатые заплатят за бедных

Руководство ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) объявило в пятницу журналистам о своих планах провести в ближайшие месяцы реформу пассажирских перевозок. Причина - ожидаемые в этом году убытки более чем на 2 млрд. долларов. Железнодорожники обещают не повышать тарифы в целом, однако, за малообеспеченных пассажиров доплачивать, скорее всего, придется тем, кто любит комфорт и скорость.

Как сообщил вице-президент РЖД Сергей Козырев, уже в мае этого года в составе акционерного общества появится новое предприятие - «Федерально-пассажирская дирекция». Это предприятие будет полностью контролировать дальние пассажирские перевозки. Дирекция изначально задумывается как новый экономический монстр - ее основные фонды предприятия составят около 100 млрд. рублей, а число сотрудников превысит 130 тысяч человек. В предприятие войдут порядка 60 дорожных и региональных дирекций, 51 вагонное депо, более 300 вокзалов. В перевозке пассажиров на трассах дальнего следования от Калининграда до Сахалина будет задействовано более 26 тысяч пассажирских вагонов.

Главная причина выделения отдельной дирекции, по словам Козырева, желание руководства сделать пассажирские перевозки безубыточными. Для этого на первом этапе необходимо научиться лучше контролировать пассажирский комплекс: свести все активы воедино и внедрить информационно-управляющую технологию на базе системы «Экспресс-3». Разрабатываемая сегодня специалистами РЖД технология позволит улучшить управление перевозками пассажиров и багажа, загрузкой вагонов, продажей билетов, финансами. Одновременно улучшатся справочно-информационное обслуживание пассажиров, будут введены новые услуги.

В то же время служба маркетинга «Федерально-пассажирской дирекции» сумеет лучше просчитывать востребованность вагонов различной комфортности. И это едва ли не ключевой пункт реформы: именно стимулирование с помощью тарифов степени загрузки различных типов вагонов позволит сделать пассажирские перевозки безубыточными. С этой целью сегодня железнодорожники разрабатывают новый прейскурант 10-02-16.

По подсчетам специалистов РЖД, прогнозируемые в 2004 году убытки в секторе пассажирских перевозок составят более 60 млрд. рублей, из них не менее 30 млрд. рублей - в дальнем сообщении. При этом перевозка в плацкартных и общих вагонах рассматривается государством как транспортная услуга социального характера, а потому тарифы на эти перевозки полностью устанавливаются государственными органами, которые категорически против их существенного повышения.

В результате сегодня окупаемость плацкартных перевозок составляет 18%, а в общих вагонах - в среднем по стране 21%. Иными словами, на каждый вложенный в организацию перевозок рубль железнодорожники получают обратно 18 и 21 копейку соответственно. Несмотря на наличие различных обязательств перед государством, руководство РЖД имеет возможность устанавливать тарифы на перевозки в вагонах купе и СВ. Сегодня окупаемость этих перевозок составляет 80% в купе и 1,4 рубля - в СВ. Таким образом, уже сегодня пассажиры вагонов СВ частично компенсируют поездки в менее комфортабельных вагонов. Однако в целом по стране в СВ путешествует не более 5% пассажиров, так что безубыточными сегодня являются перевозки в СВ и купе, если их считать вместе. Единственным выходом на полную окупаемость всех видов дальних пассажирских перевозок является, по мнению руководства РЖД, переход к перекрестному субсидированию. Иными словами, маркетинговая служба будет предлагать такие тарифы, чтобы обеспечивать увеличение загрузки в более комфортабельных вагонах, чтобы их пассажиры полностью компенсировали перевозки в социальных вагонах.

Впрочем, только игры с тарифами будет недостаточно. А потому железнодорожники ставят задачу перевести значительную часть пассажиропотока из сектора социальных перевозок на более коммерчески обоснованные тарифы. С этой целью в этом году пассажирам будет предложено 9 различных классов вагонов - различного уровня комфорта и с отдельным перечнем включенных в тариф услуг. Таким образом, перевозки перестанут быть настолько социально поляризованными, как сегодня - или для бедных, или для богатых. Вовлечение значительной доли пассажиров (сегодня они составляют основной пассажиропоток) в перевозки на коммерческой основе, в несколько раз сузит количество путешествующих по социальным тарифам, а окупаемость путешествующих в средних по цене вагонах планируется на уровне 100%.

Этой же задаче будет способствовать введение большого числа комфортабельных скорых поездов дальнего назначения, которые по тарифам, скорости и комфорту будут конкурировать с авиаперевозками. Как показывают маркетинговые исследования, сегодня такие перевозки уже востребованы. Так, 20 января этого года появились вагоны класса «Люкс» в поезде Москва-Казань, В таких вагонах есть по четыре двухместных купе, оборудованных душем, аудио и видеоаппаратурой, удобными креслами. С 15 марта такие вагоны курсируют между двумя российскими столицами, а с 1 июля они появятся в поезде Москва-Берлин, и, возможно, Москва-Хельсинки.
Источник: Страна.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.