Социально значимая заморозка

МЭРТ определилось, на какие продукты цены можно будет заморозить законодательно. Кроме «социально значимых продуктов» в список попали сливочное масло, говядина, свинина, соль, сахар и чай. Однако прежние договоренности о замораживании цен не привели к общему снижению стоимости продуктов.

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) разработало проект закона о торговле, который направлен в министерства и ведомства для обсуждения. По ст. 6 законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», государственное регулирование цен может вводиться на пшеничный и ржаной хлеб, молоко коровье, кефир, растительное и сливочное масло, говядину, свинину, мясо птицы, яйцо куриное, соль, сахар, чай.

Каким образом будет установлена стоимость и наценка – пока не ясно.

«Это может быть как наценка, так и предельная цена. Наценка может быть и 3%, и 20%... Как на оптовые цены, так и на цены производителей», – заявил «Интерфаксу» директор департамента государственного регулирования внутренней торговли МЭРТ Павел Волков.

Таким образом, список товаров, цены которых можно фиксировать, существенно расширен. Напомним, в октябре 2007 года из-за всплеска инфляции правительство инициировало договор о замораживании цен между поставщиками и производителями. Цены были зафиксированы лишь на «социально значимые товары»: пшеничный и ржаной хлеб, молоко не менее 1,5% жирности, кефир не менее 1% жирности, подсолнечное масло, куриные яйца.

Закон предусматривает и критерий, согласно которому будет выбираться поставщик, на продукцию которого будет вводиться госрегулирование.

В окончательном варианте законопроекта порог доминирования для розничной торговли установлен в 15%.

Правда, госрегулирование цен может быть введено только в отношении хозяйствующих субъектов с долей на локальном рынке выше 15%. «Мы решили отказаться от идеи госрегулирования цен на социальные продукты для всех субъектов розничной торговли», – отметил Волков.

Новый законопроект также предлагает установить максимальный срок действия госрегулирования цен – 180 дней, при этом после 180 дней договор о «заморозке» цен не может быть продлен.

Законопроекту о регулировании торговой деятельности еще предстоит согласование и обсуждение с ведомствами, тогда как производители уже начали подсчитывать убытки от осенней заморозки цен.

«Компания «Вимм-Билль-Данн» уже потеряла $25 млн, и по большей части – из-за заморозки цен», – заявил телеканалу Russia Today председатель совета директоров компании Давид Якобашвили.

Напомним, что эта компания была одной из тех, кто быстро согласился сдержать рост цен. Теперь производитель фактически начал лоббировать отмену подобных соглашений. Так, по мнению Якобашвили, отмена моратория не вызовет резкого роста цен, как опасаются многие аналитики. «Сам рынок лучше всего дает понять, насколько сильно могут вырасти цены. Сняв искусственное ограничение цены, мы получим больше свободы, и я не думаю, что рост цен будет очень большим. Возможно, около 5–10%», – предполагает глава ВБД. Мотивация Якобашвили понятна – как ранее писала «Газета.Ru», подписание соглашения о замораживании цен сказалось и на акциях ВБД: после подписания договора 24 октября акции «Вимм-Билль-Данн» опустились со $115 до $112,28 на Нью-Йоркской фондовой бирже. Правда, «Вимм-Билль-Данн» пока не раскрыл результаты финансово-хозяйственной деятельности своих подразделений, занимающихся выпуском продуктов питания, за четвертый квартал 2007 года, то есть после введения соглашения о заморозке цен в октябре 2007 года.

Напомним, что в момент подписания соглашений многие эксперты говорили о том, что когда его срок закончится, цены на «замороженные» товары неизбежно подскочат.

Поэтому подобные соглашения стоит оценивать как рекламную акцию правительства – все громкие заявления о борьбе с ростом цен были сделаны перед президентскими выборами.

В целом от общего роста цен производители и продавцы продуктов только выиграли.

Например, конкурент ВБД, молочная компания «Юнимилк» не считает последствия от заморозки цен негативными. Так, на пресс-конференции по итогам деятельности компании в 2007 году глава «Юнимилка» Андрей Бесхмельницкий отмечал, что существенную роль в росте объема продаж до 30,5 млрд рублей сыграло именно повышение цен на молочную продукцию.

Так, по данным Росстата, только за сентябрь 2007 года наиболее существенно выросли цены на пастеризованное молоко (9,4%), кисломолочные продукты (7,9%), творог различной жирности (7,4–7,5%). За ноябрь–декабрь 2007 года подсолнечное масло подорожало на 3%, молоко – на 6,2%, хлеб – на 1%. Остальные товары, как и опасались эксперты, также дорожали быстрыми темпами. Поэтому сейчас эксперты не спешат делать прогнозы о влиянии на рост цен новых инициатив МЭРТ. Напомним, что недавно правительство в очередной раз признало, что не сможет удержать рост инфляции в ранее обещанных рамках.
Источник: Газета.Ru

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.