До 14 апреля в Госдуму должен быть внесен проект нового закона об ОЭЗ

Все новости по теме: ОЭЗ
ДО 14 АПРЕЛЯ проект нового закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" должен быть внесен в Госдуму. Такое указание дал президент РФ Владимир Путин председателю правительства Михаилу Фрадкову, о чем в свою очередь сообщил вице-губернатор Калининградской области Юрий Шалимов.

Работа над новым законопроектом началась более двух лет назад, когда развитие калининградского эксклава оказалось в центре внимания президента РФ. Действующий Закон об Особой экономической зоне (ОЭЗ) давно перестал устраивать Москву, да и региональные чиновники не раз подчеркивали, что в теперешнем варианте фактически работает одна 7-я статья. Касается она действия таможенного режима ОЭЗ, при котором калининградские предприниматели при экспортно-импортных операциях освобождены от таможенных пошлин и НДС. Кроме того, при перевозке товаров из Калининграда на основную территорию России таможенные пошлины и другие платежи также не уплачиваются, если в результате величина добавленной стоимости обработки импорта в ОЭЗ составляет не менее 30 процентов (а для электроники и бытовой техники - не менее 15 процентов).

Так или иначе, но именно действующий Закон помог Калининградской области выжить в середине 90-х годов, когда после отделения стран Прибалтики область оказалась изолирована от российского государства чужими территориями. По сути, задачу компенсировать экономическую оторванность региона от общего рынка России Закон выполнил. Темпы промышленного производства в Калининградской области превышают среднероссийские.

Однако экономически и политически 2005 год далек от 1996-го, когда был принят ныне действующий Закон. Да и федеральной законодательной базе он давно не соответствует в принципиальных моментах.

- Претензии федерального центра в теперешней ситуации обоснованы, - считает генеральный директор консалтингового центра "Бизнес-Эксперт" Георгий Дыханов. - Закон действительно породил "паразитический" тип экономики, когда развиваются оберточные, сборочные, легкосворачиваемые производства. К примеру, если мы предполагаем производство автомобилей, то подразумеваем серьезное развитие отрасли с отдельными производствами двигателей, запчастей. А это в свою очередь и литье, и металлообработка, и заняты в этой отрасли квалифицированные рабочие и инженеры. В Калининградской области такого не случилось. У нас есть люди, которые сегодня крутят отвертками - собирают машины, а завтра в случае свертывания производства идут в торговлю. Да и 30 процентов добавленной стоимости при переработке импорта вычислить весьма сложно.

Новый проект закона об ОЭЗ, на первый взгляд, учитывает интересы как федерального центра, так и региона: не дает разрушить бизнес уже работающим предприятиям, а также благодаря новшествам в виде предоставления налоговых льгот позволит привлечь в область крупных инвесторов. По новому законопроекту, режим свободной таможенной зоны продлевается на 10 лет. Соответственно, для тех, кто пользуется таможенными льготами, законопроект ничего не меняет. Единственное - преференции будут действовать только для юридических лиц, зарегистрированных в Калининградской области на момент вступления закона в силу. Поэтому, как предсказывают эксперты, многие частные предприниматели, чтобы попасть в число участников Особой экономической зоны, начнут сейчас регистрироваться как юрлица.

Для новых участников ОЭЗ законопроект предусматривает другие правила. Они не будут пользоваться таможенными льготами, зато смогут получить налоговые. Для этого необходимо выполнить следующие условия: компания должна быть зарегистрирована в области, производить в регионе не менее 70 процентов продукции или услуг на не менее чем 90 процентах своих станков и оборудования и не менее 70 процентов фонда оплаты труда тратить на работников, постоянно проживающих в Калининградской области. А также предоставить инвестиционный проект на три года, в течение которых инвестор должен вложить в экономику территории не менее 150 миллионов рублей. В таком случае компания может в течение шести лет не платить налоги на прибыль и на имущество, а следующие шесть лет платить половину налога на прибыль.

Как считает вице-губернатор области Михаил Цикель, новый законопроект дает гарантии стабильности, которой так не хватало в последнее время для привлечения инвестиций в регион. Кроме того, местным властям, по его мнению, удалось отстоять интересы среднего и малого бизнеса. Кто бы ни ввозил сырье, комплектующие или товары на территорию области, все будут в равных условиях при прохождении таможенных процедур. А благодаря тому, что для крупных инвесторов предусмотрены налоговые льготы, Калининградская область станет намного привлекательнее в инвестиционном плане.

- По прогнозам наших экономистов, при таком благоприятном режиме в области будет открываться от 15 до 25 новых крупных предприятий ежегодно, - подчеркнул он.

Однако радужные ожидания Михаила Цикеля разделяют не все.

- Ни один инвестор не пойдет в нашу область, пока в законе есть пункт, по которому действие Особой экономической зоны может быть приостановлено решением правительства, - сказал в интервью местной радиостанции председатель комитета по законодательству областной Думы Борис Шушкин. - Такое решение может быть принято, если закон не будет отвечать своим целям и задачам. В то же время об этих самых целях ОЭЗ в законопроекте ничего не сказано.

- Новый проект носит компромиссный характер, потому о его целях судить довольно сложно, - считает Георгий Дыханов. - При разработке вариантов нового закона об ОЭЗ существовало три идеи. Первая - сделать калининградский эксклав экспортоориентированной зоной. То есть эту пресловутую "черную дыру" повернуть не в сторону России, а в сторону Запада. Вторая - отменить зону вообще, чтобы область ничем не отличалась от других российских регионов. И третья - изменить характер существующей зоны: из легкосборочной с легкосворачиваемыми инвестициями сделать производственную. В имеющемся законопроекте - попытка заложить все три идеи, которые на самом деле друг с другом не очень сочетаются. С одной стороны, здесь говорится, что все льготы временны (закон рассчитан на 25 лет). С другой - ждут серьезных инвесторов. А какой инвестор решит всерьез "вкладываться" при факторе временности и опасности, что закон в любой момент может быть отменен по совершенно непрозрачным критериям? Энергетические объекты, к примеру, окупаются за 20 лет. Никто не будет работать на грани риска. Следовательно, новый законопроект опять поддерживает неглубокие недолгосрочные проекты. Что касается инвестиционных проектов стоимостью не менее 150 миллионов рублей, то в области есть место для пяти - максимум десяти проектов такого масштаба. Большее количество инвесторов столкнется с дефицитом ресурсов в регионе: не только электроэнергии и хорошей качественной воды и в целом отсутствия нормальной инфраструктуры, но и рабочей силы.

К слову, 90 процентов западных инвесторов, побывавших в Калининградской области, так и не решились реализовать здесь свои бизнес-планы. Таковы итоги исследования "Убежавший инвестор", которые в прошлом году проводил Всемирный банк совместно с калининградским консалтинговым центром "Бизнес-Эксперт". Основные причины- нестабильность законодательства и отсутствие гарантий в соблюдении прав собственности. Ввиду этих двух факторов наличие налоговых льгот и возможности получения сверхприбыли потенциальными инвесторами даже не рассматривались. Кстати, накопленные за 10 лет прямые иностранные инвестиции в регион составляют чуть больше 160 миллионов долларов, что в 5-6 раз меньше того минимума, который ежегодно необходим для нормального развития региона.

- Но самое главное, что настораживает, ощущение неопределенности. Все инстинктивно понимают, что как только федеральный центр, наконец, решит для себя, что делать с Калининградской областью, Закон об ОЭЗ под любым предлогом будет подвергнут изменениям, - считает Дыханов. Поэтому введение в действие законопроекта в том виде, в котором он сейчас существует, вряд ли оправдает ожидания.
Источник: Российская газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.