Государство и бизнес доросли до концессиональных отношений

На "круглом столе", состоявшемся во вторник в Москве и посвященном вопросам государственно-частного партнерства, эксперты обсудили экономические последствия принятия закона «О концессиях», который на этой неделе будет рассмотрен во втором чтении в Государственной Думе. Закон должен придать правовую базу сотрудничеству государства и частного бизнеса, который уже готов вкладывать средства в крупные государственные проекты.

В сегодняшней экономической ситуации уже всем ясно, что государство не только не торопится серьезно вложиться в инфраструктурные проекты, но и не способно взять на себя хотя бы минимальное финансирование многих других сфер. Поэтому в последние полтора года тема государственно-частного партнерства стала одной из самых популярных. Впрочем, до самого последнего времени все обсуждения «висели в воздухе» - реальной законодательной основы для взаимодействия бизнеса и государства попросту не было. Однако вскоре все должно стать по-другому: уже 22 апреля депутаты Госдумы должны рассмотреть во втором чтении долгожданный Федеральный закон «О концессиях».

По словам выступившего на "круглом столе" советника министра экономического развития и торговли Игоря Конькова, на законопроект, который «должен открыть «новую главу во взаимоотношениях бизнеса и государства», возлагаются большие надежды. Дело в том, что концессиональные формы дают возможность государству регулировать развитие своей собственности в соответствии со стратегиями, которые в настоящее время написали практически все министерства. При этом надо сделать так, чтобы сроки концессионных отношений были неограниченно большими, от 15 до 45 лет. Тогда союз двух партнеров станет действительно нерушимым.

Радость чиновника можно понять. Действительно, до сих пор государство и бизнес вели друг с другом диалог в не совсем правовом стиле, и теперь, похоже, доросли до чего-то большего. Впрочем, как признали многие из выступивших, для того, чтобы для бизнеса были созданы комфортные условия, понадобится принять еще большой массив законопроектов.

По мнению первого вице-президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, государственно-частное партнерство должно помочь решить задачу повышения конкурентоспособности и эффективности целых отраслей. Однако он выразил опасение, что законопроект «О концессиях» слишком долго "вылеживался" и сейчас существует опасение, что, если его поскорее принять без серьезной экспертизы, то это «обернется обратным результатом». Вместе с тем, Владимир Якунин перечислил несколько проектов, согласно которым его компания уже сегодня готова сотрудничать с частным бизнесом, в том числе и на концессионных условиях. Прежде всего, это скоростная магистраль Хельсинки-Москва, транспортные пути к некоторым сибирским месторождениям, сфера контейнерных перевозок нефтепродуктов.

В свою очередь председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский поделился опасениями по поводу чрезмерного укрепления государства и тех «естественных и не очень монополий», которые слишком тесно его обступили. По его мнению, сейчас наступило время применения антимонопольных санкций по отношению к государству, а само движение должно быть направлено в сторону более децентрализованной экономики. А тогда и для ГЧП откроется больше возможностей, причем не только в сфере инфраструктурных проектов, но и в других областях - от промышленности до культуры и "социалки".

С этим мнением согласился и председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов, который констатировал, что рыночная власть «олигополий» настолько велика, что государство и частный бизнес практически не могут двигаться навстречу друг другу. Показательно, что если в 2000 году частный сектор давал 17% добычи углеводородного сырья, то в 2004 году его доля свелась до 7%. На взгляд Драганова, сегодня, чтобы выправить ситуацию, надо смело отдать регионам такие сферы, как недропользование, а также эксплуатация лесных и водных ресурсов. А чтобы ГЧП пошло быстрее, вслед за законом «О концессиях» должны быть приняты, например, такие законопроекты, как «О конкуренции», «Об особых экономических зонах», «О Калининграде» и т. д. При этом ГЧП необходимо развивать в тех отраслях, где можно получить быструю отдачу, а само партнерство должно стимулировать возникновение новых точек экономического роста.
Источник: Страна.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.