"Автотор" вернул льготы - Внутренним офшорам

Все новости по теме: Автопром
Минфин рано похоронил внутренние офшоры. Три предприятия холдинга “Автотор”, который собирает автомобили BMW, KIA и Hummer в Калининграде, доказали судам трех инстанций, что досрочная отмена региональных льгот была незаконной. Судиться за льготы теперь собираются и другие инвесторы.
Регионы вправе “прощать” налогоплательщикам только 4% из 24%-ной ставки налога на прибыль. До 2004 г. правила были либеральнее: компании, до 1 июля 2001 г. подписавшие инвестконтракты с региональными властями, могли платить налог по ставке 7,5%. Льготы должны были действовать “до окончания срока, на который они предоставлены”.

В конце 2003 г. Минфин выиграл многолетнюю войну с внутренними офшорами. По новой версии Налогового кодекса все инвестльготы прекращали свое действие 1 января 2004 г. независимо от того, на какой срок они предоставлялись. Депутатов Госдумы чиновники уверяли, что закон касается только Калмыкии, Мордовии и Чукотки. Их льготами пользовались нефтяные компании: по данным Минфина, только за первую половину 2003 г. три “нефтяных” офшора предоставили льгот на 29 млрд руб., а все остальные — лишь на 100 млн руб.

Но досрочная отмена льгот ударила не только по оптимизаторам. Пострадали и те, кто получал от регионов преференции в обмен на инвестиции в производство. В их числе оказался и “Автотор”, за девять лет вложивший в производство $280 млн. Калининградская область до 2009 г. освободила группу от уплаты всех налогов в региональный и местный бюджеты. В соглашении “Автотора” с областью была предусмотрена и льгота по налогу на прибыль: предприятия группы должны были платить только федеральную часть налога, а остальное — направлять на развитие производства.

Группа вышла на точку безубыточности и в 2004 г. рассчитывала получить серьезную прибыль, рассказывает налоговый поверенный “Автотора” Алексей Глазунов. Предоставление льгот было главным условием создания производства в Калининградской области, а федеральная власть грубо вмешалась в отношения области и инвесторов, возмущается он. “Мы решили, что не откажемся от применения льготы”, — рассказывает Глазунов. Налоговая инспекция это обнаружила и доначислила неуплаченную часть налога на прибыль.

Но суды трех инстанций поддержали “Автотор”, обнаружив в законе несколько роковых изъянов. Главный аргумент судей — ссылка на Конституцию, которая запрещает задним числом ухудшать положение налогоплательщика. Конституционный и Высший арбитражный суды полагают, что новации, утяжеляющие бремя налогоплательщика, не распространяются на ранее возникшие “длящиеся правоотношения”. А использование льгот, предусмотренных инвестиционными договорами, как раз и есть пример таких правоотношений, делает вывод кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа. С налоговиками параллельно судились три компании группы “Автотор”. Все они победили в трех инстанциях, причем суды приводили схожие аргументы.

“Это уже можно считать устойчивой арбитражной практикой”, — радуется Вадим Зарипов из юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”. По его мнению, теперь у инвесторов есть все шансы вернуть себе досрочно отмененные льготы. Правда, для этого придется доказать суду, что инвестиции были реальными. Компании, которые регистрировались в офшорах исключительно ради налоговой оптимизации, вряд ли попытаются вернуть себе льготы через суд, так как “побоятся привлекать к себе внимание”, полагает Зарипов.

“Возможно, "дочка" "ЮКОСа" и не станет судиться, а многие другие — наверняка”, — прогнозирует председатель экспертного совета при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов. “У нас в судах несколько исков, теперь нам будет легче доказывать свою правоту”, — объясняет налоговый менеджер пищевого холдинга.

То, что досрочная отмена льгот ударит по реальным инвесторам, было очевидно изначально, признает чиновник Минфина. Но как закрыть офшоры, не задев их интересы, придумать не удалось. “Вот суды и будут отделять добросовестных пользователей льгот от недобросовестных”, — прогнозирует чиновник.
Источник: Ведомости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.