Телерекорд - В России собирают все больше телевизоров

Производство телевизоров в России за первые три месяца 2004 г. выросло на 40%, при том что сам рынок растет не более чем на 15% в год. Производители говорят, что российская отверточная сборка позволяет им экономить на таможенных платежах и снижать себестоимость продукции. В этом году количество продаваемых телевизоров российской сборки впервые может превысить 50%.

По данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), общий объем российского рынка бытовой техники и электроники в 2004 г. составил $8–9 млрд, при этом доля бытовой техники – 60%, а электроники – 40%. Темпы роста рынка составляют порядка 20–25% в год. Лидерами российского рынка продаж телевизоров являются корейские компании: Samsung, ее доля на рынке в 2004 г. составила 15,4% (1,2 млн штук) и LG, доля которой составила 12% (800 000 штук).

Выпуск телевизоров в РФ в I квартале 2005 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40,7% и достиг 1,4 млн, говорится в распространенном сообщении Федеральной службы статистики. Одновременно с производством телевизоров вырос и импорт. По данным таможенной статистики, за январь — февраль 2005 г. в Россию импортировано на 70% больше телевизоров (по сравнению с тем же периодом 2004 г.) — 356 890 штук на $52 млн. При этом всплеска продаж телевизоров не ожидается. По данным РАТЭК, ежегодный прирост продаж составляет 10-15%. В 2003 г. в России было продано 6,5 млн телевизоров, в 2004 г. — около 7 млн. По прогнозу Дмитрия Тиманова, гендиректора производителя телевизоров “Бытовая электроника “Сокол”, в 2005 г. емкость рынка телевизоров составит порядка 7,5-8 млн штук.

Александр Пляцевой, президент РАТЭК, объясняет этот статистический парадокс тем, что импортеры отказываются от серых схем ввоза. “Всего за прошлый год было реализовано около 7 млн штук телевизоров, из них около 60% было произведено в РФ, получается, что импорт должен был составить порядка 3 млн, однако он едва превысил 1,2 млн штук. Следовательно, около 2 млн были ввезены не совсем легально”, — утверждает он. С ним согласен Андрей Деревянченко, президент компании “Голдер Электроникс” (производящей бытовую технику под брэндом Vitek). “Зачастую дилеры под телевизорами декларируют другие, более дешевые категории товаров”, — говорит он.

Рост российского производства участники рынка объясняют тем, что собирать телевизоры в России стало выгоднее, чем импортировать. “Ввозить телевизоры по запчастям [отдельно корпус, кинескоп и платы] и собирать их в России несколько дешевле, чем производить их в Китае или в других странах Юго-Восточной Азии и потом платить российские таможенные пошлины”, — говорит Николай Александров, менеджер по маркетингу департамента аудиовидеокомпании Samsung Electronics Rus. Участники рынка оценивают эту разницу в 10-15% от стоимости телевизора.

При открытии сборки телевизоров в Калининграде преимущество российского производства становится еще больше. По словам менеджера компании, производящей бытовую электронику, при ввозе комплектующих в особую экономическую зону Калининграда таможенные сборы не взимаются. “В этом случае экономия на телевизоре 21 дюйма может составить $30 при его среднерыночной цене в $200”, — говорит он.

По данным РАТЭК, на четырех калининградских предприятиях — “Телебалт”, “Радиоимпорт”, “Телеволна” и “Стелла Плюс” сейчас собирают телевизоры под марками LG, Thomson, Rolsen, TCL, JVC, Philips и многими другими. Например, в конце 2004 г. Samsung Electronics наладила сборку телевизоров на заводе “Телебалт” в Калининграде. По словам представителя Panasonic, японская компания также проявляет интерес к Калининграду. Тиманов прогнозирует, что в 2005 г. 60-70% продаваемых в России телевизоров будет российской сборки. В 2004 г. их доля составляла 40-45%. По словам Тиманова, уже 90% представленных в России марок имеют собственное производство в России или используют российские производственные мощности.
Источник: Ведомости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.