Экспортные планы "Татнефти" пройдут проверку

В минувший понедельник суд города Светлого (Калининградская область) отказался удовлетворить иск ЗАО «Балтнафта» (дочерняя компания ОАО «Татнефть-Архангельск») к окружному Совету депутатов Светловского городского округа. Представители компании потребовали признать недействительным решение местных властей о проведении экологического референдума по проекту строительства на территории города нефтяного терминала для ОАО «Татнефть». Решение суда может сильно осложнить планы нефтяников расширить свой доступ к европейским рынкам сбыта.

Ъ ЗАО «Балтнафта» является дочерним предприятием ОАО «Татнефть-Архангельск» и создано специально для строительства нефтяного терминала в городе Светлый (Калининградская область) для нужд ОАО «Татнефть». Согласно проекту мощность нефтебазы должна составить 800 тыс. тонн мазута и нефти в год (по 41 цистерне в день). Для их хранения предусмотрены 8 стальных вертикальных резервуаров — по 6 тыс. тонн каждый.

Напомним, что в апреле 2004 года премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов во время своего визита в Калининградскую область договорился о строительстве нефтяного терминала, который бы обеспечивал ОАО «Татнефть» круглогодичный выход к рынкам Европы. Тогда же «Татнефти» был выделен земельный участок под строительство нефтяного терминала в поселке Ижевское Светловского городского округа, в 20 км от Калининграда на берегу Калининградского морского канала.
Городские чиновники поддержали приход «Татнефти» в Светлый. Так, в конце прошлого года заместитель гендиректора ООО «Стройтехника» (выступает в качестве подрядчика по строительству терминала) Александр Чекин сообщал „Ъ“, что по расчетам в год регион должен получить дополнительно 26 млн руб. Кроме этого, господин Чекин пообещал поднять среднюю зарплату для своих работников до 18 тыс. рублей в месяц, в том время как в Светлом она «колеблется от 5,5 тыс. в промышленности до 2,3 тыс. в сфере культуры.»
Однако жители Светлого отнеслись к строительству терминала скептически. Летом прошлого года горожане провели несколько акций протеста, заявив, что этот проект приведет к экологической катастрофе. Их поддержали экологическая группа «Экозащита» и депутаты Светловского окружного совета, которые в конце июня 2004 года приняли положение «Об общественном обсуждении объектов государственной экологической экспертизы», призванное допустить общественные организации города к принятию экологически значимых решений наравне с представителями власти.
В сентябре прошлого года горсовет организовал общественные слушания, по результатам которых было принято решение о проведении 22 мая экологического референдума. Предвидя, что результаты референдума могут поставить под угрозу планы строительства, в апреле руководство ЗАО «Балтнафта» подало в Светловский горсуд иск к окружному совету депутатов о признании недействительным решения о проведении референдума и положения «Об общественном обсуждении объектов государственной экологической экспертизы». По мнению юристов компании, районный совет депутатов не имел полномочий для вынесении решения о проведении референдума.
В минувший понедельник городской суд рассмотрел этот иск. В ходе судебного заседания гендиректор ЗАО «Балтнафта» Анатолий Парфенюк заявил, что проект прошел государственную экологическую экспертизу и получил одобрение. При этом он ссылался на протокол об экономическом сотрудничестве между Татарстаном и Калининградской областью и утверждал, что строительство терминалов соответствует стратегическим интересам РФ. Однако на вопрос члена инициативной группы по проведению референдума Анны Бегичевой о том, есть ли в протоколе об экономическом сотрудничестве упоминание о конкретных терминалах в Светлом, вопрос строительства которых выносится на референдум, представитель компании был вынужден заявить, что такого упоминания там не содержится. В итоге судья Татьяна Косолобова отказала удовлетворить иск «Балтнафты», мотивировав это тем, что, согласно уставу города Светлого, городской совет депутатов вправе принимать решения, которые не противоречат местным законам.
Во время судебного заседания напротив здания суда проходил пикет жителей Светлого в поддержку экологического референдума. Около тридцати светловчан держали плакаты с надписями: «Наше дело правое! Победа будет за нами!», «Руки прочь от Светлого!» и «Нефтетерминал не пройдет!». Решение суда пикетчики встретили аплодисментами и ликованием.
Как заявил вчера „Ъ“ Анатолий Порфянюк, он не согласен с решением суда и «однозначно» будет опротестовывать его в вышестоящей инстанции. «Суд отнесся к нам предвзято. У наших оппонентов был один аргумент — дескать, население, если не будет построен терминал, сможет глубже дышать. Суд знал, что у нас есть заключение официальной экологической экспертизы, которая ничего против строительства не имела», — сказал он, добавив, что и сама судья, живя в городе Светлом, тоже может быть заинтересована в том, чтобы терминал не был построен.
В свою очередь Анна Бегичева выразила „Ъ“ уверенность в том, что «у Балтнафты все равно ничего не получится». «Адвокаты просто хотят с них денег побольше выкачать. Если бы они строили свой терминал за городом, то и вопросов бы не было, а они строят его в центре Светлого рядом с детской поликлиникой и стадионом. Наш референдум пройдет в назначенный день, как и планировалось», — сказала госпожа Бегичева. При этом она не исключила, что «Балтнафта» может предпринять «какие-либо действия», чтобы попытаться его сорвать. По ее словам, уже сейчас кто-то в городе срывает листовки с призывом к населению принять участие в референдуме, «и мы не исключаем, что к этому причастны нефтяники».
Источник: Коммерсантъ в Казани

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.