Россия и Литва пришли к соглашению

26 мая в г. Тракай – древней столице Литвы – была поставлена точка вместо многоточия по поводу проекта сотрудничества Клайпедского и Калининградского портов – "2К". Здесь сопредседатели межправительственнной комиссии министр транспорта России Игорь Левитин и министр иностранных дел Литвы Анатанас Валионис подписали соглашение о регулировании грузопотоков, подготовленное еще в 2003г. В подписании договора участвовал и министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Предыстория вопроса такова. В 2000г. на встрече президентов Литвы и России Валдаса Адамкуса и Владимира Путина возникла идея создать общий орган управления, который бы оптимизировал перевалку грузов между двумя соседними портами с учетом их специализации и загрузки. Однако с самого начала проект этот забуксовал из-за шагов, предпринятых с обеих сторон в области тарифной политики. В 2001г. литовская сторона на 20% подняла тарифы на грузы, идущие по ее территории в Калининград. Ответ России был куда более жестким: в том же году Таможенный комитет стал применять дифференцированные тарифы к грузам, идущим в российские порты и через сухопутные погранпереходы. Причем разница – в основном за счет несоизмеримости расстояний движения по литовской и российской территории, по некоторым видам грузов отличается в разы. В результате везти грузы через Клайпеду в Россию и наоборот стало невыгодно, и загрузка российскими грузами упала до нескольких процентов, в то время как Калининград перегружен. Литва несколько раз ставила вопрос о том, чтобы устранить эти ножницы, но каждый раз встречала только туманные обещания.

В этой обстановке в 2003г. под давлением оппозиции литовская сторона отказалась подписывать проект договора до тех пор, пока не будет найдено компромиссное решение. И вот оно найдено в виде контейнерного поезда, названного "Меркурий", который будет перевозить грузы между Россией и двумя портами по единым тарифам.

Кроме того, было решено дополнить список рабочих групп, входящих в межправительственную комиссию, еще 7-ю. Российские гости также побывали на границе Литвы с Калининградской областью, на пропускном пункте Кибартай, попутно обсудив вопросы транзита через Литву. С.Лавров подчеркнул, что у российской стороны по нему претензий нет, но было бы неплохо "прорубить" в ней больше "окон". В частности, быстрее открыть новый погранпункт Нида-Рыбачий и развить переход Советск-Панемюне.
Источник: РЖД-Партнер

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.