Глубоководная трансформация: финансирование порта урезано в два раза

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Федеральный бюджет выделяет 8,5 млрд рублей на портовую инфраструктуру в Калининградской области. Новость, казалось бы, хорошая. Но на самом деле финансирование строительства портов урезается в два раза.

Дают меньше и на другое
Правительство России внесло изменения в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Текст документа опубликован на сайте Белого дома, передаёт корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

«Перераспределение бюджетных ассигнований позволит в полном объёме обеспечить финансированием проект «Строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе, — отмечается в документе. — Кроме того, в подпрограмме „Морской транспорт“ проект „Строительство глубоководного порта в городе Балтийске (бухта Приморская), Калининградская область“ переименован в „Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград“ и выделены два этапа его реализации».

Первый этап стоимостью 8,5 млрд рублей предполагает строительство международного морского пассажирского терминала с яхтенной мариной в городе Пионерском Калининградской области. Второй этап стоимостью 400 млн рублей — строительство глубоководного порта в районе пос. Янтарный.

Правительство изменило место расположения глубоководного порта, о строительстве которого в регионе говорят с начала 2000-х годов, также в программу попал пассажирский терминал в Пионерском. 

Однако есть и ещё одно существенное отличие: в прежней редакции ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» финансирование строительства глубоководного порта в Балтийске оценивалось в 62,964 млрд рублей, из которых 17,964 млрд должен был выделить федеральный бюджет, ещё 45 млрд рублей — инвесторы. На проектирование отводились 2013–2014 годы, на строительство — 2015–2020 годы. В новой редакции ФЦП, утверждённой в конце сентября Правительством РФ, строительство пассажирского терминала в Пионерском и глубоководного порта в Янтарном оценивается в 53,964 млрд рублей. Доля инвестора остаётся прежней — 45 млрд рублей, а вот сумма федерального финансирования урезается до 8,964 млрд рублей, из которых на сам глубоководный порт предусматривается всего 400 млн рублей, остальное — на круизный терминал. Под проектирование отводятся 2015–2016 годы, на строительство — 2017–2020 годы.

В прежней редакции ФЦП порт в Балтийске оценивался в 62,964 млрд рублей: 17,964 млрд должен был выделить федеральный бюджет, ещё 45 млрд — инвесторы. В новой редакции строительство оценивается в 53,964 млрд рублей: 45 млрд — из внебюджетного источника, 8,964 млрд — из федерального бюджета. На глубоководный порт в Янтарном идёт всего 400 млн, остальное — на круизный терминал в Пионерском.

В Пионерском планируется построить причалы для приёма круизных судов с пассажирооборотом до 250 тыс человек в год и приёма паромных судов с пропускной способностью до 1 млн человек в год, а также яхтенную марину. На это и выделяют около 8,5 млрд.

400 млн направляется на строительство глубоководного порта. Мощность контейнерного терминала в новой редакции ФЦП снижается почти в два раза — с 65 млн тонн до 35 млн тонн. Да и сама структура его несколько меняется: вместо терминала для обработки автомобильной техники предполагается возвести в Янтарном терминал наливных грузов, а также терминалы накатных грузов, генеральных грузов и регазификационный терминал.

«К объектам федеральной собственности относятся причальные сооружения, берегоукрепления, оградительные сооружения, дноуглубление акватории, создание искусственного земельного участка, создание систем безопасности мореплавания, административное здание, — отмечается в ФЦП. — К объектам частных инвестиций относятся здание морского вокзала, галереи, береговые сооружения и площадки».

Результатом реализации новой редакции ФЦП должно стать «создание в порту регионального центра перегрузки крупнотоннажных контейнеров, переработки автомобильной техники и накатных грузов с общим грузооборотом 50,3 млн тонн в год, а также терминала для развития круизного и паромного сообщения с общим пассажирооборотом более 1,1 млн человек в год».

Балтийск, Бальга, Янтарный
В июне 2014 года Министр транспорта РФ Максим Соколов, по данным газеты «Коммерсант», предлагал вовсе отказаться от возведения глубоководного порта в Калининградской области из-за отсутствия частных инвесторов и грузопотока.
9,9 млрд рублей он предлагал направить на строительство терминала для круизных и паромных судов, а также яхтенной марины в Пионерском, а остальные деньги отправить на строительство порта «Сабетта» в Ямало-Ненецком АО.

В итоге финансирование действительно сократилось в два раза — даже на большую сумму, чем предлагал Минтранс, деньги перераспределили в пользу «Сабетты», но строку «глубоководный порт» в программе всё же оставили, хоть и с небольшим финансированием.

Идея строительства в Калининградской области глубоководного порта появилась еще в начале 2000-х годов, тогда предполагалось возводить его в Балтийске. В мае 2010 года федеральное агентство морского и речного транспорта России приняло решение о строительстве порта на полуострове Бальга в районе мыса Северный. Затем из-за протестов рыбаков — в Калининградском заливе нерестятся многие виды рыб — от строительства на Бальге отказались, однако в апреле 2014 года стало известно, что в Федеральном агентстве морского и речного транспорта вернулись к этой идее.

Позже губернатор Николай Цуканов сообщил, что под глубоководный порт рассматриваются две площадки — у Бальги и в Янтарном, а его советник Алексей Клюнеев — о том, что «есть стратегическое решение на уровне правительства России, что Калининградская область должна иметь более надежное портовое обслуживание в виде глубоководного порта».

Круизный Пионерский
Параллельно региональные власти продвигали идею строительства в Пионерском пассажирского порта. В феврале 2014 года министерство туризма региона предложило выделить Пионерскому из областного бюджета 12,156 млн рублей на «разработку декларации о намерениях строительства международного морского пассажирского терминала с яхтенной мариной на территории Пионерского».

Вице-премьер Рольбинов пояснял, что выделение денег ускорит начало работ в Пионерском. По его словам, декларация о намерениях представляет собой «некий бизнес-план, расширенный, с гидрологическими изысканиями, исследованиями и т. п.». «Это очень серьёзный документ, по сути, один из элементов проектирования», — заверял вице-премьер. Александр Рольбинов отметил, что вся инфраструктурная часть терминала оценивается в 3–4 млрд рублей.

В конце августа стало известно, что пассажирский терминал готова построить

«MSC Cruises» гарантирует пассажиропоток нового терминала в 3,5 тыс человек в неделю, или около 75 тыс человек в сезон.

итальянско-швейцарская компания «MSC Cruises». Как сообщал тогда «Интерфакс» со ссылкой на источник, «MSC Cruises» гарантирует пассажиропоток нового терминала в 3,5 тыс человек в неделю, или около 75 тыс человек в сезон. Инвесторы предполагают, что в перспективе пассажиропоток увеличится до 400 тыс человек. Объем инвестиций со стороны «MSC Cruises» источник не называл. Инвестиции в инфраструктуру со стороны государства составят 9 млрд рублей.

В конце сентября 2014 года в рамках Международного инвестиционного форума в Сочи губернатор Калининградской области Николай Цуканов, представитель компании «MSC Group» и генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Тарасенко подписали соглашение о намерении строительства терминала в Пионерском.

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.