Калининградский порт выиграл дело у РЖД

Как сообщила МС&C пресс-секретарь Калининградского морского торгового порта Ж. Мейлер, в федеральном арбитражном суде Севере - Западного федерального округа состоялось слушание кассационной жалобы ОАО «Российские железные дороги» на решение арбитражного суда Калининградской области и определение тринадцатого арбитражного апелляционного суда по иску ОАО «Калининградский морской торговый порт» «О понуждении заключить договор на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей порта» к ОАО «РЖД» и к Калининградскому филиалу ОАО «РЖД».

Напомним, что причиной обращения в Арбитражный суд послужили разногласия между портовиками и железнодорожниками по вопросу о том, чьим локомотивом должна осуществляться подача и уборка вагонов с железнодорожной станции на причалы порта и обратно.

Результаты судебного разбирательства прокомментировал начальник юридического отдела ОАО «Калининградский морской торговый порт» В Иванов: «Торговый порт является сложным транспортным узлом, а перегрузочный причальный комплекс порта связан со станцией Калининград-сортировочная железнодорожными путями, принадлежащими порту, то есть «путями необщего пользования». Законодательством предусмотрено, что эксплуатация путей необщего пользования регулируется специальным договором между его владельцем и перевозчиком (ОАО «РЖД»). Такой договор стороны намеревались заключить еще в 2004 г., однако не пришли к договоренности по вопросу подачи и уборки вагонов на путях порта, так как Устав железнодорожного транспорта РФ, принятый в 2003 г. содержит противоречия по этому вопросу. Так статьей 55 Устава такие обязанности возложены на перевозчика (ОАО «РЖД»), при условии отсутствия локомотивов у владельца железнодорожного пути необщего пользования, каковым является торговый порт. Вместе с тем статьей 57 Устава в отдельных случаях предусмотрена обязанность порта самостоятельно подавать и убирать вагоны.

Возражая против иска, ОАО «РЖД» и ссылалось на 57 статью Устава и указывало, что операции по подаче и уборке вагонов является для железнодорожников убыточными. Однако суды удовлетворили требования порта, исходя того, что порт не имеет собственного локомотива и не обязан его иметь в силу закона в отличие от ОАО «РЖД», а грузы в калининградский морской торговый порт поступают в непрямом международном сообщении. Мы считаем, что судами принято правильное решение, так как главной задачей любого морского порта является эффективная перевалка грузов с одного вида транспорта на другой (стивидорная деятельность), тогда как подача транспорта в порты для обработки должна производиться судовладельцами, железнодорожниками и автомобилистами самостоятельно, с учетом загруженности порта и наличия в нем грузов, то есть в тесном контакте с экспедиторами, стивидорами и иными участниками транспортной деятельности".

Примечательно, что решение суда по этому вопросу с нетерпением ждали и в других портах России, где после принятия нового Устава железнодорожного транспорта РФ сложилась ситуация, аналогичная калининградской.
Источник: Металлоснабжение и сбыт

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.