Тормоз экономики: почему откладывается строительство 21 автомобильного завода

Все новости по теме: Автопром

Глава совета директоров «Автотора» Валерий Горбунов в среду в Калининграде, по его признанию, «не сдержался», переложив вину за торможение развития проекта автокластера на правительство области. В правительстве пока заявление бизнеса не комментируют.

Команда без губернатора

Год назад в поле между Люблинской трассой и посёлком имени А. Космодемьянского началось строительство автокластера группы компаний «Автотор». Тогда в чистом поле на совместные деньги «Автотора» и одного из инвесторов, концерна «BMW», начались работы по подготовке к строительству.

Всего в рамках проекта планировалось построить 21 новый завод, из которых 6 — автомобильные заводы полного цикла, а 15 — заводы по производству автокомпонентов.

О том, что в Калининградской области планируется создать автомобильный кластер, который ежегодно сможет выпускать до 350 тыс автомобилей, «Автотор холдинг» сообщил в апреле 2012 года. Всего в рамках масштабного проекта планировалось построить 21 новый завод, из которых 6 — автомобильные заводы полного цикла, а 15 — заводы по производству автокомпонентов. Предполагалось, что в кластер будут входить заводы уже существующих партнеров «Автотора» — «BMW», «General Motors», «Kia» и других. Помимо промышленных объектов, планировалось построить новый город на 50 тысяч жителей.

Этот проект стал ключевым для концепции промышленной политики области и оптимистического варианта социально-экономического прогноза развития Калининградской области на предстоящие годы.

Однако, как весьма резко заявил в среду Валерий Горбунов, как раз правительство области и оказалось основным тормозом в реализации проекта.

«Кластер не остановился. Это будет уже первая готовая площадка в 54 га, на которую можно заходить. Уже изготовлены проекты фундаментов, проекты конструктива зданий и сооружений, — рассказал он. — Чтобы начать практически реализовывать проект, нужно выполнить классическую вещь. Первое — нужно, чтобы вышло постановление Правительства, определяющее правила игры для этого региона в части работы после 1 апреля 2016 года. Второе — нам нужно решение, в том числе и регионального правительства, по включению стратегических инфраструктурных объектов общего пользования на территории кластера в Федеральную целевую программу».

Валерий Горбунов сказал, что видит поддержку со стороны губернатора Николая Цуканова, однако поддержки со стороны областного правительства почему-то нет. «Но очень удивительная позиция, которую занимает команда губернатора. У нас готовы проекты, они прошли экспертизу и они готовы выходить на торги, потому что заказчиком этих объектов является региональное правительство в рамках своей структуры. Без этого мы никуда не можем двинуться. А это почему-то всякими объяснениями, иногда даже непонятными, всяким образом торпедируется. При этом губернатор подтвердил… Почему-то или нерасторопность, или неразворотливость, или какая-то скрытая, я уже боюсь называть это слово, сознательное отношение, чтобы это замедлить… Вот это два вопроса, которые нужны, чтобы кластер дальше шагал», — заявил Горбунов.

При этом он обратил внимание, что «Автотор» как инвестор и его партнёры-инвесторы никогда не придут на землю, если на ней ничего нет. «Как ты в поле будешь строить завод? Для чего? Если воды нет, тепла нет, электричества нет, дорог нет, железной дороги нет, сетей связи нет — ничего нет. Это всё должно делаться за федеральные деньги, потому что потом это будет собственность муниципалитета. А мы, инвесторы, уже к ним подключаемся в технических точках, которые нам выдают в технических условиях владельцы этих сетей, подводим к своим красным линиям и делаем внутриплощадочные сети. Никакой инвестор, тем более — самый богатый, потому что он рискует своими средствами, никогда не придет, пока нет жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Никто не истратит ни рубль, ни доллар, ни евро, ни юаня, — сказал Горбунов. — Так что планы не изменились, но определенное торможение в этом вопросе присутствует».

Но очень удивительная позиция, которую занимает команда губернатора. У нас готовы проекты, они прошли экспертизу, и они готовы выходить на торги, потому что заказчиком этих объектов является региональное правительство в рамках своей структуры. Без этого мы никуда не можем двинуться. А это почему-то всякими объяснениями, иногда даже непонятными, всяким образом торпедируется.

Валерий Горбунов, глава совета директоров «Автотора»

Он также отметил, что у «Автотора» готова проектная документация на 4 млрд рублей, все сети компания проектирует за свой счёт. «Строительство должен оплачивать заказчик. Им является правительство области. Оно может инвестировать, как из своей региональной части, так из федеральной части ФЦП. Вы видите, что ФЦП выполняется менее чем наполовину. При этом наши готовые объекты, которые можно реализовывать, инвестировать, всё по ним решено — они задерживаются. Но мы надеемся, что пятница — Рубикон. Если мы в пятницу не получим информацию о проведении торгов, то в этом году ни рубля не будет инвестировано в эти проекты чисто по бюджетной политике. Мы тогда попадем только на следующий год».

Политические игры

2.jpg

Напомним, общий объем инвестиций в промышленную часть оценивался в 2,5 миллиарда евро и 500 миллионов евро — «на гражданскую часть». Свои средства должны были внести иностранные инвесторы. Как утверждает глава совета директоров «Автотора», ни один иностранный партнёр не отказался от своих планов работать совместно с российской компанией в Калининградской области. Все разговоры в прессе о том, что кому-то что-то запрещают из-за антироссийских санкций, по его мнению, влияния на проект не имеют.

При этом он фактически признал, что совместное предприятие с «BMW» пока так и не создано. «„BMW“ и другие партнёры — ничего не изменилось в их планах. Но реализация этих планов в определенной степени притормозилась, задержалась. Мы в этом году рассчитывали больше сделать в этом проекте, в том числе и их инвестиции, — сообщил Горбунов. — Полностью проектная часть „BMW“ на их стороне выполняется на их деньги, на нашей стороне — на наши деньги. Но пока не за деньги того совместного предприятия, которые должно быть. Только чтобы не потерять время! Но планы никто не изменял… Но в чистое поле без инфраструктуры никакой инвестор не придёт, тем более, если этому инвестору кое-кто шепчет на ушко: „Никаких инвестиций в Россию и прочее“. Пока наши партнёры в политические игры не играют».

В заключение пресс-конференции Валерий Горбунов признал, что «не сдержался» в своих оценках роли областного кабинета министров. «Но если это (вопрос строительства инфраструктурных объектов — прим. „Нового Калининграда.Ru“) решится, это будет как гудок — поехали. И все — и банки сидят ждут. <…> Мы за свои деньги, 338 млн рублей потратили на водовод, объект муниципальной собственности протяженностью 13 км. Почему мы это сделали? Это потери экономики с дальним прицелом, чтобы наши партнеры видели, что это не мертвое, движется, что не нужно откладывать планы на дальнюю полку. Потом прибегут еще инвесторы проситься, чтобы их взяли в этот пул», — сказал он.

В чистое поле без инфраструктуры никакой инвестор не придёт, тем более, если этому инвестору кое-кто шепчет на ушко: «Никаких инвестиций в Россию и прочее»

Валерий Горбунов, глава совета директоров «Автотора»

Стоит напомнить, что год назад президент «Автотор холдинга» Валерий Драганов заявил, что «Автотор» готов построить за свой счет все инфраструктурные и социальные объекты автокластера, но при условии, что затем из федерального бюджета ему будут возвращены эти траты.

В правительстве Калининградской области последние заявления руководства компании пока не комментируют.

Отметим, что ранее в региональном кабинете министров проект «Автотора» курировал вице-премьер Константин Суслов, но он не так давно ушёл в отставку. Как сообщил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» источник на предприятии, на самом «Автоторе» связи с региональным кабмином курируют бывший вице-премьер Виталий Шипов и экс-министр финансов Ольга Малыгина, которые теперь работают в автохолдинге. 

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.