Заменить продукцию польских садоводов, с которой калининградцам пришлось попрощаться благодаря «нашему ответу западным санкциям», оказалось не так и просто. По подсчетам минсельхоза, в год в регион ввозилось около 14 тыс тонн яблок из соседней республики.
Польше на замену
Чтобы вернуть на калининградские прилавки привычный товар в полном объеме, в интенсивные сады (где на каждый гектар высаживается не менее 800 саженцев) нужно превратить не менее 310 гектаров региональных угодий. Урожайность таких садов должна составлять не менее 35 тонн с гектара. При этом, по данным областного минсельхоза, на второй год жизни яблоневый сад выходит лишь на 5% «проектной мощности». На третий год дает 15% от максимального урожая. Только на четвертый год этот показатель достигает 60%. Пик приходится примерно на
Чтобы полностью заместить со временем «выпавший» польский импорт, интенсивные сады в регионе нужно высадить на площади в 310 га.
К настоящему моменту в области появились четыре промышленных сада — в Черняховском, Гурьевском районах и два в Полесском, общая их площадь — 75 га. «Готовятся также 2 партии крупных саженцев для продолжения посадки. Многие планируют высаживать саженцы по весне», — отметил министр сельского хозяйства региона Владимир Зарудный. Иными словами, на полное яблочное самообеспечение область перейдет далеко не завтра.
Еще один немаловажный, особенно для сельской местности, эффект от садоводства — создание новых рабочих мест. За каждым гектаром такого сада должен быть «закреплен» минимум один специалист. Как отмечают сами фермеры, трудиться этим садоводам придется и в зимний период — обязанности по переработке, сортировке и хранению продукции никто не отменял.
Полесские фермеры, несмотря на наличие в районе сразу двух профильных учебных заведений — филиала
Наши вузы, в свою очередь, готовятся и к такому развитию событий. «Оба учебных заведения продумывают создание отделений по подготовке агрономов с уклоном в изучение плодоовощеводства. Будут свои специалисты», — отметил замминистра сельского хозяйства Михаил Хованский. Ребята из питерского филиала уже проходят практику в новом саду, получая по 50 рублей за час работы. А вот жители близлежащего поселка в садоводы переквалифицируются неохотно — желающих работать на земле тут нашлось только двое.
Сочные «отходы»
Такие яблоневые сады рассчитаны, в первую очередь, на выращивание товарных яблок — тех, что попадают на прилавки магазинов в первозданном виде. Однако часть урожая все же будет уходить на переработку. «У поляков не менее 20% всего яблока идет в отход как некондиционное, — пояснил Зарудный. — И они создают переработку. Практически в каждом небольшом хозяйстве есть пастеризаторы, есть пресс, есть оборудование по производству повидла. И
И здесь немаловажную роль может сыграть создание ассоциации, которая объединила бы всех новоявленных садоводов. «Они могли бы друг другу оказывать технологическую помощь, поддержку, сообща завозить большие объемы специализированных добавок, средств защиты сада, это позволит снизить издержки. И здесь настоящая кооперация. Зачем каждому строить свой цех по переработке яблока, когда можно сообща построить кооперативный и на нем перерабатывать весь урожай», — отметил Зарудный.
По словам фермера Романа Болсуна, вопрос создания ассоциации сейчас как раз находится на стадии обсуждения. Готовятся перейти к стимулированию инфраструктуры по хранению и переработке продукции и региональные власти. В бюджете на следующий год, кроме субсидий на закладку самих интенсивных садов (из расчета 200 тыс рублей на каждый гектар), 45 млн заложено на стимулирование строительства фруктохранилищ и овощехранилищ. Грантовая программа с объемом финансирования в 38 млн рублей рассчитана, в том числе, и на переработку яблок в соки, джемы, повидло и так далее.
Яблони без хозяина
При этом регион, по словам все того же Зарудного, яблоками, в принципе, вполне обеспечен. Только продукция местных садоводов на прилавки магазинов не попадает — все же не то качество, срок хранения и внешний вид. Так что все, что нынче выращивается в личных подсобных хозяйствах, отправляется на рынки и ярмарки выходного дня.
Более того, в регионе сейчас цветут без дела бесхозные еще советские и даже немецкие яблоневые сады на площади аж в 7 тыс 900 га. «Они ничьи, это муниципальные, областные земли. Любой желающий, придя в районное управление сельского хозяйства, может подать заявку и получить в аренду очень недорого эти сады. А мы поддержим, дадим субсидию», — заверил Владимир Зарудный. Дорога на прилавки супермаркетов их плодам, разумеется, тоже заказана. «Чем старше становится дерево, тем сильнее ухудшаются качественные показатели. Но из него можно делать соки, джемы, повидло, варенье», — отметил Хованский.
Любой желающий, придя в районное управление сельского хозяйства, может подать заявку и получить в аренду очень недорого эти сады. А мы поддержим, дадим субсидию.
Владимир Зарудный, министр сельского хозяйства области
Пока не поспеют «интенсивные» яблоки, в оборот нужно возвращать и эти обширные плантации. Каждому, кто готов рискнуть и взять в аренду такой сад, регион готов в следующем году выделять субсидии, из расчета 50 тыс рублей за гектар. Аренда такого угодья, по заверениям минсельхоза, просто смехотворна — около 200 рублей за один гектар в год.
«Как техническое яблоко оно пойдет, но для того, чтобы зайти на прилавки, для того, чтобы предложить калининградцам хорошего качества товар, конечно, нужны современные сорта, современные технологии и именно сады интенсивного типа», — отметил Владимир Зарудный. И добавил, что некий крупный инвестор планирует заложить в следующем году такой сад на площади сразу в 500 га. Правда, об этих планах минсельхоз говорит с осторожностью. Чтоб не сглазить.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter