Вся рыба в гости будет к нам

С 1 января 2009 года вся рыба и морепродукты, вылавливаемые российскими рыбаками в Баренцевом, Балтийском и Черном морях, в Азове и на Каспии, будет в обязательном порядке доставляться в Россию. Таково требование, закрепленное постановлением российского правительства № 486, которое премьер-министр Владимир Путин подписал 30 июня.

Действие документа распространяется на рыбу и водные биоресурсы, вылавливаемые российскими рыбопромысловыми судами за пределами внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, и продукцию их переработки. Биоресурсы, перечисленные в постановлении, могут доставляться также на российские рыбоперерабатывающие предприятия, находящиеся за границей. Какие именно, будет определять федеральное правительство.

Главная цель нововведений - это, прежде всего, борьба с браконьерством. А также и с практикой, когда российские сейнеры в нейтральных водах перегружают улов на иностранные суда за наличную валюту.

Как сообщил глава Росрыболовства Андрей Крайний агентству «РБК daily», последние полтора десятка лет только крабов в российских водах ежегодно вылавливают в 5-7 раз больше квоты. По статистике Японии и Южной Кореи, речь идет о 350 тысячах тонн в год на сумму более 2 миллиардов долларов. Эти цифры совпадают с оценками и российских спецслужб. Общий объем браконьерского вылова рыбы и морепродуктов в России ежегодно составляет 1,25 миллиона тонн в год. Это притом, что, по официальным данным, за 2007-й в стране было добыто 3,25 миллиона тонн водных биоресурсов.

Рыбаков никто не заставляет сбывать свой улов непременно в России. Надо только задекларировать его в российском порту и заплатить таможенную пошлину. Если после этого они захотят продать его за границей, никто им не помешает. Но с нового года это можно будет сделать только через биржу. Такова общепринятая международная практика.

- Эта мера пресекает существующую ныне возможность экспортировать, например, краба по цене кильки, как практикуется сейчас, - пояснил информационному агентству руководитель департамента общественных связей Росрыболовства Александр Савельев. - Для того чтобы рынок был прозрачным и российская казна соответствующим образом пополнялась, это постановление и было принято.

- Надо отметить, - добавил он, - что документ регулирует вылов лишь в районах промысла, подпадающих под действие межправительственных соглашений с участием России. По исключительной экономической зоне на Дальнем Востоке будет принято отдельное постановление, которое, вероятно, уже подписано, но пока не обнародовано.

Еще в 2007 году глава тогда Госкомрыболовства, а сегодня Росрыболовства Андрей Крайний говорил о намерении государства ввести законодательные нормы, которые обеспечат поставку на регистрацию в российские порты всей вылавливаемой российскими промысловиками рыбы. По его мнению, создание особых портовых экономических зон позволит снизить налогообложение рыболовных судов. Налоговое законодательство в части сбора за пользование биоресурсами пошло навстречу тем, кто хочет возить улов на родной берег: с 2009 года процент ставки для них будет значительно снижен.

На январской пресс-конференции для мурманских журналистов глава рыболовного ведомства сообщил, что в Мурманске, Калининграде, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и на Сахалине будут созданы биржи. Тогда рыбаки смогут сбывать улов с портовых складов и непосредственно с траулеров.

Андрей Крайний уверен, что все эти меры значительно сократят число посредников. Что позволит торговле снизить и розничные цены. Но вот в это, честно говоря, верится с трудом. У нас цены уж если поднимаются, то не падают. Другое дело, смогут ли наши рыбоперерабатывающие предприятия «переварить» увеличивающееся количество поступающего сырья. Ведь постановление, надо думать, рассчитано еще и на то, что часть судов, вынужденных заходить в российские порты на регистрацию, оставят свой улов на родном берегу.
Источник: MBNews

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.