Комиссия обсудит вопрос возобновления работы МКП

Все новости по теме: Калининградский транзит
1 июля в Варшаве пройдет встреча сопредседателей российско-польской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Сопредседатели обсудят вопросы, связанные с возобновлением деятельности МПК, приостановленной в июне 2003 года, проведут мониторинг насущных проблем взаимного сотрудничества, которые можно было бы вынести на рассмотрение сторон в ходе предстоящего заседания комиссии. С российской стороны межправкомиссию возглавляет министр транспорта Игорь Левитин. Накануне визита он дал эксклюзивное интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС Юлии Багрышевой.

ВОПРОС: Игорь Евгеньевич, какие основные темы планируется обсудить на совместной комиссии?

ОТВЕТ: С Министром экономики и труда Польши, сопредседателем комиссии с польской стороны г-ном Пехотой мы намерены обсудить регламент работы комиссии и широкий спектр вопросов российско-польского сотрудничества. Прежде всего, это торгово-экономическое сотрудничество, а также взаимодействие в газовой и нефтяной отраслях, в области электро- и атомной энергетики, и, конечно же, в сфере транспорта.

Будет также затронут вопрос о гарантиях польской стороны по созданию благоприятного климата для российских инвестиций и обеспечению для российских предпринимателей нормальных условий ведения бизнеса в Польше. Дело в том, что мы продолжаем сталкиваться со случаями отказа в выдаче въездных виз российским предпринимателям, имеющим свой бизнес в Польше или же отказами в регистрации представительств российских компаний на территории Польши.

Хотели бы призвать польскую сторону активизировать усилия по завершению договорно-правового оформления находящихся в разработке «нефтяных» соглашений о поставке в Польшу и транзите российской нефти через территорию Польши. Нам также необходима ясность в отношении будущей географии транзитных нефтепроводов, проходящих через территорию Польши.

В ходе встречи планируем также подписать Меморандум о сотрудничестве в области малого и среднего предпринимательства между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Польским агентством по развитию предпринимательства. Уже принято решение о создании 6 рабочих групп в рамках комиссии, на которых в постоянном режиме будут рассматриваться актуальные вопросы сотрудничества от энергетики до туризма.

ВОПРОС: Как Вы в целом оцениваете состояние торгово-экономических отношений наших двух стран?

ОТВЕТ: Торгово-экономические отношения между нашими странами последние годы развиваются довольно динамично. В прошлом году общий объем товарооборота составил 9 млрд. долларов. Объем польских инвестиций в Россию превысил сто миллионов долларов. В основном в сферу гражданского и промышленного строительства. Российский бизнес принес в Польшу полтора миллиарда долларов.

В этой большой, на первый взгляд, цифре 99 процентов приходится на долю «Газпрома», вложившего средства в строительство на территории Польши транзитного газопровода «Ямал-Европа». Так что, к сожалению, пока между нашими странами почти нет производственного сотрудничества и взаимодействия в области передовых технологий, хотя потенциал есть.

ВОПРОС: Какие направления российско-польского сотрудничества Вы считаете наиболее перспективными?

ОТВЕТ: В сотрудничестве с Польшей в газовой сфере мы видим большие перспективы, в том числе в рамках энергодиалога Россия-ЕС. Сейчас на польском направлении Россия сконцентрировала существенные объемы поставок энергоресурсов, в том числе транзитных: около 30% экспорта нефти и 15% - газа. В ближайшее время планируется завершить строительство двух компрессорных станций в рамках проекта магистрального газопровода Ямал-Европа и к концу года первая нитка газопровода выйдет на проектную мощность.

Ну и, конечно, транспорт. Территория Польши является стратегически важным направлением для российских перевозчиков, связующим звеном в перевозках между Россией и странами Западной Европы. Объем перевезенных автомобильным транспортом грузов между Россией и Польшей в 2004 г. превысил полтора миллиона тонн. А это почти 5% от общего объема перевозок российских внешнеторговых грузов автомобильным транспортом.

В планах – совместная организация судоходства в Калининградском/Вислинском заливе и реконструкция автомобильной дороги Калининград – Эльблонг. И, наконец, одно из последних достижений совместного сотрудничества: три страны Россия, Украина и Польша меньше двух недель назад в Москве подписали меморандум по взаимопониманию, который стал первым шагом к совместной организации контейнерных перевозок с Дальнего Востока в Западную Европу и созданию логистического центра в польском Славкове.

ВОПРОС: Какое место занимает в перспективных планах сотрудничества Калининград - российский эксклав, граничащий с Польшей?

ОТВЕТ: «Калининградское» направление действительно является одним из приоритетных в сотрудничестве наших двух стран. Единственный российский регион, граничащий с Польшей, является лидером среди субъектов Российской Федерации по многим аспектам взаимоотношений с польскими партнерами. Калининградско-польский товарооборот постоянно растет. В минувшем году он составил почти 500 млн. долл. США. Почти четверть всего польского экспорта в Россию приходится на Калининград. В области зарегистрировано 592 предприятий с польскими инвестициями. Но, несмотря на все это, надо признать, что польский капитал до сих пор осторожно идет на крупные инвестиции в область, и его доля незначительна, да и сам характер сотрудничества всего лишь торгово-посреднический.

ВОПРОС: Как может повлиять на эту ситуацию принятие закона «Об особой экономической зоне»?

ОТВЕТ: И мы, и польские коллеги на этот закон возлагаем большие надежды. Срок действия режима Особой экономической зоны - 25 лет. Предпринимателям это даст упрощенную схему въезда, освобождение от таможенных пошлин и налогов, при условии, что товары будут соответствовать установленным критериям.

Минэкономразвития прогнозирует, что после получения Калининградом статуса ОЭЗ, доходы населения возрастут в 2 раза и уровень жизни будет сопоставим с сопредельными европейскими странами.

Законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме, второе чтение документа намечено на 7 июля. И мы рассчитываем, что закон будет принят до конца года.
Источник: ИТАР-ТАСС

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.