Зона турбулентности: почему не стоит расслабляться из-за «проблемы-2016»

Все новости по теме: Проблема-2016

Правительство РФ утвердило постановление, которое касается решения «проблемы-2016» для калининградского бизнеса. Однако решение лежит в политической плоскости, и его реальная реализация может столкнуться с серьёзными трудностями.

Помешал Крым

В минувшую пятницу представителей СМИ пригласили на так называемый пресс-завтрак, в котором участвовали министры экономики и промышленности Анастасия Кузнецова и Дмитрий Чемакин, а также президент Калининградской торгово-промышленной палаты Алексей Зиновьев, глава логистической компании «ДСВ-Транспорт» Леонид Степанюк и финансовый директор компании «Содружество» Александр Шендерюк-Жидков. Речь на встрече шла о тех постановлениях, которые утвердило Правительство РФ или планирует утвердить, чтобы помочь калининградскому бизнесу решить «проблему-2016», когда закончится период таможенных льгот для предпринимателей, работавших по старому закону об ОЭЗ.

Пока Правительство РФ полностью исполнило одно из поручений Путина — утвердило методику расчёта иных межбюджетных трансфертов. В соответствии с ней Калининградской области будут возвращаться таможенные платежи, которые предприниматели, ранее имевшие льготы, начнут платить после 1 апреля 2016 года.

Также уже готов проект постановления о правительственной комиссии по решению вопросов Калининградской области. Проект должен быть внесен в Правительство РФ до 25 декабря. Предполагается, что комиссию лично возглавит премьер-министр Дмитрий Медведев.

Еще один проект, направленный на исполнение поручения Путина, — это поправки в закон «Об Особой экономической зоне», снижающие порог инвестиций для резидентов ОЭЗ со 150 млн рублей до 50 млн рублей. Поправки прошли общественное обсуждение и должны быть внесены в Госдуму до конца года.

Третье поручение Путина — это нормативный акт, который должен касаться субсидирования расходов на транспортировку товаров, производимых на территории области, а также сырья, строительных материалов и комплектующих для их производства. Текст постановления пока не принят. Но министр промышленности Дмитрий Чемакин на пресс-завтраке в пятницу сказал, что субсидирование будет касаться только железнодорожных перевозок.

В настоящее время перевозка тонны груза по Литве стоит 924 рубля за тонну, точно такой же километраж в России стоит 391 рубль. Это огромное давление на любое предприятие — на нового, старого инвестора. По сути дела, лишние 500 рублей на тонну предприятие должно забрать из своей прибыли и заплатить за уникальное географическое положение области.

Александр Шендерюк-Жидков, финансовый директор компании «Содружество»

По словам министра, речь идёт о том, чтобы компенсировать напрямую производителям дополнительные затраты, которые они несут из-за того, что грузы транспортируются по железным дорогам Литвы и Белоруссии, где установлены более высокие тарифы. «По сути, перевозка тонно-километра из Калининграда в другие регионы будет равна тем же затратам, что и по всем остальным регионам РФ. То есть „Санкт-Петербург — Астрахань“, „Калининград — Санкт-Петербург“ — будет применяться единый тариф. То, что Литва и Белоруссия будут брать сверху, это будет компенсироваться непосредственно производителям», — сказал Чемакин.

0NV_3269.jpg

Финансовый директор компании «Содружество» отметил, что в настоящее время перевозка тонны груза по Литве стоит 924 рубля за тонну, точно такой же километраж в России стоит 391 рубль. «Это огромное давление на любое предприятие — на нового, старого инвестора. По сути дела, лишние 500 рублей на тонну предприятие должно забрать из своей прибыли и заплатить за уникальное географическое положение области. То, что предложила команда губернатора, проблему устранит», — отметил он. Бизнесмен также обратил внимание, что субсидирование будет касаться не только продукции, произведенной на территории региона, но и сырья, которое планируется везти на переработку в Калининградскую область из России.

В свою очередь, Дмитрий Чемакин отметил, что решение правительства страны фактически позволит Калининградской области работать по правилам единого экономического пространства РФ. По примерным расчётам чиновников, речь может идти о компенсации 600 млн рублей, которые платит бизнес за транспортировку грузов по Литве и Белоруссии. Причем, как добавил министр, компенсировать затраты планируется начать уже со второго полугодия 2015 года.

Впрочем, не всех представителей бизнеса поручения Путина удовлетворили на все 100%. В частности, Леонид Степанюк напомнил, что в мае, когда в Калининградскую область решать «проблему-2016» приехал премьер-министр Дмитрий Медведев, калининградский бизнес обозначил 16 позиций, которые требовали решения. В протокольном поручении записали 12 позиций, в итоге в список поручений вошли только четыре.

«С одной стороны, мы немножко были вдохновлены, когда приезд состоялся и был подписан протокол. С другой стороны, немножечко вроде как разочарованы», — рассказал Степанюк. По его словам, в протоколе не нашли отражения другие предложения региона. «Например, свободный порт, территория опережающего развития — мы это заявляли, — сказал он. — Но если заявил президент в ходе послания так акцентированно, то надо позитивно отнестись… Нам помешал немножко Крым. Не будем его ругать. Так получилось. Если бы не Крым, у нас все пошло бы в более серьезной динамике, просто немного отложилось», — отметил бизнесмен.

Нам помешал немножко Крым. Не будем его ругать. Так получилось. Если бы не Крым, у нас все пошло бы в более серьезной динамике, просто немного отложилось.

Леонид Степанюк, глава логистической компании «ДСВ-Транспорт»

Степанюк добавил, что считает задачей региональных властей и бизнеса напомнить федеральному правительству, что в протоколе было 12 пунктов. «Но обязательно туда нужно включить территорию опережающего развития, индустриальные парки и по свободному порту тоже, думаю, будем готовить. То есть, на мой взгляд, мы подходящая территория, которая могла бы получить статус облегченного режима», — отметил бизнесмен.

Стабильности нет

0NV_3089.jpg

Много вопросов у журналистов вызвало ключевое постановление Правительства РФ, которое касалось иных межбюджетных трансфертов Калининградской области. Суть его, казалось бы, проста: федеральный бюджет возвращает назад бюджету Калининградской области те таможенные платежи, которые местные предприниматели начнут платить после 1 апреля 2016 года. Но из-за сложностей, связанных с членством в ВТО, документ очень серьезно замаскировали. В нём написано, что регион будет получать не таможенные пошлины, а «межбюджетные трансферты на создание и содержание рабочих мест, улучшение экономических и социальных условий проживания в Калининградской области». 

Рассчитываться эта сумма будет, исходя, опять же, не из таможенных пошлин, а из фонда оплаты труда Калининградской области, а затем умножаться на некий понижающий коэффициент. Фактически получилось, что в постановлении написали одно, а на практике это означает совсем другое. В итоге сумма трансферта будет устанавливаться опытным путём и зависеть от договоренностей региональных властей и Правительства РФ, потому что правительству области каждый раз придётся оговаривать размер коэффициента с федералами. 

Вся эта ситуация не вносит стабильности в решение «проблемы-2016», поскольку федеральные чиновники в любой момент могут потребовать от регионалов следовать букве постановления. И если окажется, что фонд оплаты труда, пониженный на некий коэффициент, будет меньше тех таможенных платежей, которые заплатят предприятия, ситуация может оказаться не самой красивой.

Более того, в пятницу выяснилось, что до конечных получателей федеральные деньги будут идти через региональную казну, и именно правительство области будет рассчитывать методику на местах. Это еще один нестабильный момент — ведь пока неизвестно, что решит губернатор, и по каким правилам бизнесмены будут возвращать свои пошлины. Не исключено, что региональные власти потребуют привязать методику к фонду оплаты труда, а не пошлинам, и тогда многие предприниматели, выплачивающие своим сотрудникам зарплаты не выше минимального размера оплаты труда, окажутся в печальном положении.

Сейчас зона принятия решений. В этой зоне всегда есть турбулентность и неопределенность. Эти вопросы находятся в области политических гарантий, озвученных президентом и премьером. Задача — за этот период до 2016 года перевести эти решения в практические, закрепленные в бюджете, не зависимые от фамилий власти и т. д. Но мы вышли в зону турбулентности, в которой никогда раньше не находились. В ней надо умело отработать, понимая эти проблемы.

Дмитрий Чемакин, министр промышленности Калининградской области

Анастасия Кузнецова подтвердила, что правительству области придется постоянно вести переговоры с федеральным центром. «И если нефть окажется 42 доллара за баррель, как это было в конце 2008 года, и региональные и федеральные бюджеты были секвестированы по некоторым статьям процентов на 40, то, может быть, все, — отметила она. — Вместе с тем я не очень понимаю, зачем рассматривать такие сценарии. На данный момент мы уверены, что получим те объемы, которые исходят из заложенного расчета». То есть, министр фактически подтвердила, что все будет основываться на устных договоренностях.

Впрочем, Дмитрий Чемакин предложил эту ситуацию не драматизировать. «Может быть секвестр, может меняться курс доллара. Но это решение основано на возврате в регион компаниям региона уплаченных налогов. То есть, это принципиальное решение, оно по принципу не зависит от экономики бюджета. То, что платится, то и возвращается, — сказал он. — Понимаете, сейчас зона принятия решений. В этой зоне всегда есть турбулентность и неопределенность. Эти вопросы находятся в области политических гарантий, озвученных президентом и премьером. Задача — за этот период до 2016 года перевести эти решения в практические, закрепленные в бюджете, не зависимые от фамилий власти и т. д. Но мы вышли в зону турбулентности, в которой никогда раньше не находились. В ней надо умело отработать, понимая эти проблемы».

Чемакин также пообещал, что региональные правила распределения денег между предприятиями, которые могут пострадать из-за «проблемы-2016», будут формироваться вместе с региональным бизнес-сообществом. Но факт остается фактом — калининградский бизнес, увы, так и не получил «бумажку-броню», в которой четко были бы прописаны все правила игры. Предпринимателям остаётся надеяться на добрую волю президента и Правительства РФ и на то, что в 2016 году, когда придёт время возвращать пошлины, федеральные чиновники не забудут, что на самом деле имели в виду в своих постановлениях.

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.