Риск ради мечты янтарной

Все новости по теме: ОЭЗ

Минэкономразвития считает, что после принятия закона об особых экономических зонах (ОЭЗ), Россию наводнят зарубежные инвесторы. По мнению налогового консультанта Егора ШАХОВА, желающих осуществить капвложения достаточно и в родном отечестве. Одними из первых проявили такое желание страховщики.

Банальная аренда и солидные инвестиции

Пару лет назад известная на всю Россию страховая фирма обзавелась «дочками». В качестве вклада в уставный капитал свежеиспеченные общества с ограниченной ответственностью получили почти всю недвижимость региональных представительств. И тут же стали сдавать полученное имущество в аренду. Разумеется, все тем же представительствам. Видимо, солидная компания послушалась налоговых консультантов и решила увеличить расходы своих представительств.

По закону сообщающихся сосудов дополнительные расходы региональных представительств вылились в чистую прибыль «дочек»-арендодателей. Однако владельцев бизнеса это не испугало. Более того, дополнительно они привлекли еще и кредиты для покупки земли под реализацию инвестиционных проектов. Проекты были рассчитаны на Калининградскую область, одну из действующих в настоящее время российских ОЭЗ.

Если внимательно проанализировать, что представляет собой калининградский налоговый режим (см. справку «Российские зоны»), такое решение может показаться странным. Подобный вывод напрашивается и без глубокого анализа, достаточно прислушаться к словам Германа Грефа. Совсем недавно глава Минэкономразвития признал, что действующий сегодня в Калининградской области режим влияет на развитие местной экономики отнюдь не стимулирующим образом.

По словам министра, привлечению инвестиций в Калининград могло бы помочь освобождение от налога на прибыль и налога на имущество фирм, вложивших в экономику области по 150 миллионов рублей за три года. Причем полное освобождение от налогов должно быть растянуто на шесть лет, а в течение последующих шести лет достаточно снизить ставку на 50 процентов по сравнению с другими российскими территориями.

Понятно, что несколько «льготных» процентов, существующих сегодня на янтарном берегу, не могли уменьшить сумму налогов бывших страховщиков. И все же строительство гостиничных комплексов, торговых центров и паркингов оказалось не только выгодным вложением в привлекательный для туристов регион, но и способом... минимизации налогов.

Быстрее ускоренной амортизации

Гостиницы, супермаркеты и прочая недвижимость, будучи на балансе, значительно уменьшают налогооблагаемую прибыль на суммы амортизации. Строительные компании, которым в наследство от советских предшественников осталась груда порой бесполезных основных средств и производственных площадей, не утруждают себя минимизацией налогов. Благодаря гипертрофированным суммам амортизации они постоянно остаются в минусе.

Работая с такими компаниями, застройщики могут завышать сметную стоимость до невероятных высот, получая разницу между реальной и гипертрофированной стоимостью «черным налом». Проигрывая на величине налога на имущество, такие инвесторы получают активы, под которые можно получить кредит в банке, а значит, и средства для инвестиций.

Однако «дочки» страховщиков увеличивают свои расходы другим способом: с помощью страхования строительных рисков. То, что качество объектов, построенных гаст-арбайтерами из ближнего зарубежья, оставляет желать лучшего, поймет любой налоговый инспектор. Следовательно, ему не останется ничего иного, как признать расходы фирмы на страховку экономически обоснованными. Кроме опасения за качество работы пресловутых жителей бывших советских республик, есть и другие, вполне объективные поводы для страхования строительных объектов. Например, боязнь просадки грунта, из-за которой может лопнуть стена.

«Предметом страхования строителтьно-монтажных рисков могут быть самые различные имущественные интересы, – просвещает Янис Кысь, страховщик из калининградского Светлогорска. – Их принято разделять на две группы. К первой относят материальную базу строительства: сам сооружаемый объект, стройматериалы, оборудование, технику и механизмы. Иногда страховка может распространяться на временные сооружения, например склады. Страховщик покрывает расходы, связанные с внештатными ситуациями, такими как расчистка завалов. Наиболее полные продукты включают в себя и страхование грузоперевозок. Вторая группа объектов страхования – ответственность за вред, причиненный третьим лицам».

Несмотря на обширный перечень имущественных интересов первой группы, чаще всего для раздувания расходов выбирают, скажем, хрестоматийное падение кирпича на голову случайного прохожего. Несмотря на сложившееся мнение, такие случаи редки, что позволяет страховщику с помощью определенных комбинаций вернуть страхователю взнос «черным налом».

Такой вариант, как обрушение высотного крана на соседнее здание, обязывающее строителей возместить в полном объеме ущерб жизни, здоровью и имуществу пострадавших, налоговые консультанты отметают напрочь. Еще в январе этого года Валентина Буданцева, заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций департамента налоговой политики Минфина, поведала о том, что страховые взносы по опасным объектам нельзя включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (подробности в январском номере «Расчета» за 2005 год, стр. 64).

Поднимем «застрахованность» на законный уровень!

Сатирик Михаил Задорнов, знаток американской юриспруденции, утверждает, что законы о том, что нельзя «будить белого медведя на Аляске с целью его сфотографировать» или «привязывать аллигатора к пожарному шлангу» пролоббированы американскими страховщиками. Ведь только в Америке можно получить солидную компенсацию за то, что производитель не предупредил пользователя стиральной машины о том, что кошку нельзя отжимать в центрифуге.

Российские страховщики на первый взгляд совершенно непричастны к российскому законодательству. Так, начальник управления страхования имущества и ответственности группы «Ренессанс-страхование» Артем Фролов с горечью отмечает, что сегодня строительные риски страхуют в основном представители западных и турецких строительных компаний. Только они и убеждены, что такое страхование необходимо.

По словам начальника отдела андеррайтинга индустриальных рисков компании «Капиталъ Страхование» Дениса Маркова, страхование строительных рисков убыточно. «Убыточность может достигать 15 процентов», – уверяет он.

И все же в столице и отдельных регионах уже действуют нормативные акты, в силу которых подрядчики или заказчики обязаны предъявлять полис комплексного строительно-монтажного страхования, прежде чем открыть разрешение на строительство. Что это – лобби страховщиков или простое проявление здравого смысла, – бухгалтеру не важно. Для него еще один нормативный акт – дополнительное доказательство экономической обоснованности расходов.

Впрочем, сейчас налоговые консультанты фирм, имеющих инвестиции в Калининградской области, думают не о доказательствах. Они надеются на принятие закона об ОЭЗ Калининградской области по образцу, предложенному Минэкономразвития. В этом случае на целых 25 лет они могут остаться без работы. Так как уклонение от налогов, пусть даже очень приближенное к «белой» минимизации, станет бессмысленным.

    Российские зоны

    Из интернет-интервью (26 апреля 2005 года) Александра Устинова, заместителя директора департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития: «В настоящее время на территории России действуют две ОЭЗ – в Калининградской области и Магаданской».

    Инвестиционная привлекательность янтарного берега выглядит так. Инвесторы освобождаются от налога на имущество (2,2%), ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет, понижается для них на 4 процента – с 17,5 до 13,5. При сумме инвестиций от 10 до 20 миллионов рублей включительно льготами можно пользоваться в течение трех лет, от 20 до 50 миллионов рублей – в течение четырех лет, свыше 50 – в течение пяти. Это все. Причем деньги должны быть вложены непременно в промышленность и производство.

    По словам специалиста комитета экономического развития мэрии г. Калининграда Александра Алексеенко, на рассмотрении находится проект, по которому воспользоваться льготами смогут не только промышленники. То есть на сегодняшний день последнее слово кому «позволить» принадлежит чиновникам Калининграда.

    Не более привлекателен и «солнечный» Магадан. Граница зоны в нем очерчена по окраинам города, а не области. Сама же зона представляет интерес больше для местных золотопромышленников, чем для сторонних инвесторов.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Расчет

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.