Особая зона не для всех

Все новости по теме: ОЭЗ
На этой неделе российский Совет Федерации одобрил закон о свободных экономических зонах. Получит ли российская экономика новый импульс? Критики считают, что закон еще далек от совершенства.

В 2003 году президент Владимир Путин году провозгласил задачей экономического развития страны удвоение валового внутреннего продукта за десять лет. Способствовать этому должен целый комплекс реформ, среди которых и создание реально действующих особых экономических зон.

Особая или свободная экономическая зона - это географическое пространство на территории одного государства, в котором действуют особые законы, отличные от тех, что регулируют экономическую деятельность и налоговую систему всего государства. Целью создания особых экономических зон (ОЭЗ) является обычно стимулирование роста внутренних и иностранных инвестиций.

Плюсы и минусы
До недавнего времени ОЭЗ существовали в России, прежде всего, лишь на бумаге. На практике инвесторы сталкивались с такими трудностями, что преодолевать их испытывали желание далеко не все.

Одобренный Советом Федерации закон о свободных экономических зонах определяет правовой режим ведения предпринимательской деятельности в ОЭЗ на территории России. Закон допускает создание двух типов экономических зон: промышленно-производственных площадью до 20 кв. км и технико-внедренческих - не более 2 кв.км. Им исключены такие направления деятельности ОЭЗ, как добыча полезных ископаемых и создание металлургических производств, а также выпуск подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов.

Закон позволит снизить издержки на преодоление административных барьеров, удешевить начало бизнеса и стоимость инвестиционного проекта.

От резидентов промышленно-производственной зоны требуется осуществить капиталовложения в сумме, эквивалентной не менее 10 миллионов евро.

Это фактически исключает из числа резидентов малые предприятия, отметили некоторые члены палаты, подчеркнув безусловную пользу принятия закона. Критике подвергли сенаторы и то положение, которое запрещает использование уже имеющихся на территории ОЭЗ негосударственных производственных площадей. Особые экономические зоны в РФ создаются на срок не более 20 лет и только на земельных участках в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, закон не устанавливает перечня разрешенных видов деятельности на территории ОЭЗ, что создает возможности бюрократических придирок.

Российский Гонконг
Одна из основных особых экономических зон в России - это Калининградская область, получившая новый статус в 1996 года. Однако, несмотря на особый статус и близость к европейским метрополиям, инвестиционного бума здесь так и не произошло. Что пугает инвесторов? Прежде всего, инфраструктура: слабая энергетика и плохие дороги. Во-вторых, бюрократия. В-третьих, нестабильная правовая ситуация. Дискуссии о новом законе вызывали у инвесторов серьезное беспокойство. Прежде всего, представители среднего и малого бизнеса опасались, что налоговые льготы получат только крупные компании.

Сейчас дорога крупному иностранному капиталу под сень российского государства открыта. Но захочет ли капитал? Как сообщили DW-WORLD в пресс-службе немецкого автогиганта BMW, который собирает автомобили на партнерском заводе в Калининграде, дела у немецкой фирмы идут хорошо. Квалифицированные кадры собирают отменные машины, которые в силу таможенных льгот могут быть предложены клиентам по приемлемой цене. Ситуация же с дорогами, бюрократией и законами на месте, в ОЭЗ Калининград, руководство BMW особо не волнует. Для этого у него есть российский партнер, знающий национальные особенности бизнеса.

В Германии особые экономические зоны существуют лишь в экспортно-промышленном варианте, который предоставляет таможенные и налоговые льготы. Это, в частности, порт Гамбурга и магазины беспошлинной торговли в аэропортах.

Отдельные эксперты и политики в Германии предлагают объявить все восточные земли страны особой экономической зоной. Однако предоставление налоговых льгот в таком масштабе неизбежно вызовет решительное противодействие как в Германии, так и в Европейском Союзе.
Источник: DW-WORLD

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.