«Золотые» мосты: ревизоры нашли нарушения на стройплощадке стадиона к ЧМ-2018

Все новости по теме: Чемпионат мира по футболу-2018

Контрольно-ревизионная служба правительства Калининградской области нашла ряд нарушений при подготовке площадки строительства стадиона на Острове к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В частности, выяснилось, что стоимость эксплуатации понтонных мостов выросла в 10 раз.

Дорога подорожала на 70%

Доклад об итогах проверки подготовки площадки представила во вторник на заседании правительства области глава Контрольно-ревизионной службы (КРС) Елена Серая. Она рассказала, что подготовку к строительству в области контролируют сразу несколько структур. Однако, несмотря на это, допущено несколько серьезных нарушений.

«Проблемы со строительством стадиона начались еще на стадии проектирования стадиона. Контракт на проектирование получило „НПО Мостовик“ в декабре 2012 года. Сумма контракта — 850 млн рублей. По условиям контракта на проектирование отводилось не более 700 дней, то есть в ноябре 2014 года „Мостовик“ должен был представить проект. Вместе с тем, до настоящего времени обязательства не выполнены, — рассказала Елена Серая. — По информации министерства строительства, ведется претензионная работа. Но настораживает тот факт, что в настоящее время „Мостовик“ находится в стадии банкротства, и удовлетворение судом требований о взыскании оплаченного аванса вызывает большие сомнения».

Контракт на первый этап инженерной подготовки стройплощадки  площадью 22 га  стоимостью 850 млн рублей получила фирма «ГлобалЭлектроСервис» из Москвы. В рамках контракта проводились подготовительные работы на участке и строительство временной дороги, территория отсыпалась песком, на участке устанавливались дрены.

В конце 2014 года контрольно-ревизионная служба проверила, как была проведена инженерная подготовка первой очереди строительства стадиона. Проектная документация имела положительное заключение госэкспертизы и положительное заключение о сметной стоимости проекта. В декабре 2013 года был заключен контракт на первую очередь инженерной подготовки с компанией «ГлобалЭлектроСервис». Работы должны были завершиться в июне 2014 года.

«Проверка установила, что в ходе выполнения работ уже через 1,5 месяца после заключения контракта в проектную документацию были внесены существенные изменения по временной дороге (дорога соединяет стройплощадку с ул. Емельянова — прим. „Нового Калининграда.Ru“). Согласно акту, не была предусмотрена защита песчаной насыпи от размыва водой, не обеспечена пропускная способность, — рассказала Серая. — По мнению КРС, проектировщик при составлении проекта не должным образом провел геодезические и геологические испытания или использовал старые материалы».

В декабре 2014 года региональные чиновники направили в адрес «Мостовика», который готовил проект временной дороги, претензии по поводу проектного решения этой трассы. Судебное заседание, по словам Елены Серой, назначено на конец февраля 2015 года.

55e189ecda940954fc2dbcde1d34b846.jpg

При этом, как отметила глава КРС, изменения проекта временной дороги собственноручно в феврале 2014 года согласовали бывший министр строительства области Сергей Майоров (в настоящее время он возглавляет АНО «Исполнительная дирекция по подготовке к ЧМ-18») и вице-премьер Александр Рольбинов. «Изменения проекта повлекли изменения размеров дороги. Длина трассы ранее составляла 4,9 километра, ширина — 10 метров. После изменений длина составила 3,8 километра, ширина — 14 метров, — отметила Елена Серая. — Изменения не настолько значительные. Но в результате стоимость временной дороги увеличилась на 55 миллионов рублей — с 80 миллионов рублей до 135 миллионов рублей. Увеличение стоимости работ произведено за счет уменьшения отдельных видов работ, производимых в рамках контракта».

Серая также акцентировала внимание на том факте, что изменения в проект вносились без наличия технико-экономического обоснования, не было представлено ни одного акта, заключения специалистов, свидетельствующего о необходимости этих изменений. «По мнению госзаказчика, а это изложено только в письмах, обоснованием являлось сокращение сроков строительства. Однако акты выполненных работ свидетельствуют об обратном. Работы по сооружению временной дороги должны были завершиться в феврале 2014 года, а фактически они завершились в сентябре 2014 года. Контракт до настоящего времени не закрыт. Возможность привлечения подрядчика к ответственности остается открытой», — заявила Елена Серая и предложила дать поручение региональному минстрою взять эту ситуацию под особый контроль.

Более того, по словам главы КРС, изменения проекта временной дороги повлекли за собой существенные изменения государственного контракта, хотя требования федерального законодательства этого не позволяют. «В проекте не было представлено ни одного документа, свидетельствующего о необходимости изменять контракты. Чиновники привлечены к административной ответственности», — заявила Елена Серая.

Просел грунт

Елена Серая рассказала, что ревизоры лично съездили на место, чтобы проверить, как обстоят дела с временной дорогой стоимостью 135 млн рублей, и выяснили, что на некоторых участках от понтонной переправы до стадиона полностью отсутствует верхний и нижний слои гранитного щебня. Ревизоры предложили откорректировать стоимость работ, снизив ее на 20 млн рублей.

Елена Серая также рассказала, что КРС предлагала принять меры в отношении сотрудников, осуществляющих технадзор, однако меры приняты не были. Ответственный за технадзор был отстранен только после вмешательства ревизоров, ему сняли 50% премии. «Директор по строительству (Павел Саркисов — прим. „Нового Калининграда.Ru“), в функции которого входил контроль за этим, не просто не привлечен к ответственности — я сомневаюсь, что он знает об этом», — отметила Елена Серая.

7146709c6d9e77954305a2230c84e2a1.jpg

Более того, когда в конце декабря и середине января представители КРС выезжали на объект, они увидели там неприглядную картину: по словам Серой, «после выпадения осадков на временной дороге просел грунт, отдельные участки были подтоплены, берегоукрепление затоплено полностью». «Контрактами ремонт дороги не предусмотрен. Никакие дополнительные работы не должны быть. Это говорит о недостаточно эффективном осуществлении контроля со стороны надзора», — заявила она. Серая также обратила внимание, что за надзор было выплачено 1,5 млн рублей, и КРС расценивает эти траты как неэффективное расходование средств.

Контракт на второй этап инженерной подготовки стройплощадки площадью 44 га получила «Балтийская строительная компания». Стоимость работ – 1,45 млрд рублей.

И еще один момент, на который обратила внимание Контрольно-ревизионная служба. Выяснилось, что в начальную максимальную цену контракта на вторую очередь подготовки площадки для стадиона включены 63 млн рублей на содержание и эксплуатацию понтонных мостов. При этом, как отметила Серая, мосты были установлены в рамках предыдущего контракта. Проверка показала, что для второго контракта содержание объекта рассчитано из стоимости эксплуатации одного звена длиной 36 метров в размере 5 млн рублей. При этом при первом контракте эти затраты составляли 580 тыс рублей. «То есть, стоимость эксплуатации моста увеличена в 10 раз. По мнению КРС, она неоправданно завышена. Привлечены эксперты, и устанавливается рыночная стоимость содержания понтонных мостов», — заявила Елена Серая.

На процесс не влияет

Губернатор Николай Цуканов поручил провести служебное расследование по выявленным фактам и потребовал разобраться с директором Регионального управления заказчика капстроительства Амиром Кушховым, который является заказчиком работ.

«Мы будем жестко контролировать. Где-то разгильдяйство, где-то отсутствие контроля, а где-то и личная заинтересованность, — заявил Цуканов. — Я предупреждал и хочу предупредить всех: если будут преследоваться личные интересы… минимум — с вещами на выход, максимум — обращение в прокуратуру».

Впрочем, вице-премьер Александр Рольбинов, комментируя доклад Елены Серой, сообщил, что в нём «как винегрет, все в кучу». «За всеми решениями в части изменения трассы стоят понятные мотивы, — пояснил он. — Работы по временной дороге еще не оплачены на 80 или 90 миллионов, поэтому контракт не закрыт. Есть претензии к дороге. Пока не исправят, оплату не произведут. Влияет ли это на проведение текущих работ? Нет, не влияет. Мы завозим по 6,5–8 тыс кубометров песка в сутки, уже завезли 100 тысяч кубометров. Причем песок возят по этой дороге 30-тонные самосвалы. Размывы подрядчик в текущем режиме исправляет, на процесс это не влияет».

Для справки: по словам вице-премьера Рольбинова, НПО «Мостовик» разрабатывало первую часть проекта — работы, связанные с территорией, консолидацией земельного участка в 200 га, строительством магистральных инженерных сетей, берегоукреплением, углублением, строительством внутриплощадочной сети. Рольбинов утверждает, что за эти работы бюджет заплатил 250 млн рублей. В начале 2015 года правительство области подписало новый контракт на разработку проектной и рабочей документации стадиона стоимостью 523,86 млн рублей с ЗАО «Крокус Интернешнл» (ранее эта компания была назначена подрядчиком строительства стадиона). Срок сдачи документации в Главгосэкспертизу — июнь 2015 года. Окончание строительно-монтажных работ запланировано на ноябрь 2017 года.


Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.