Зачем Беларуси собственный порт в Калиниграде?

Ранее белорусский президент при публичной оценке любого проекта неизменно заявлял о приверженности национальным интересам. На совещании по вопросам внутренней и внешней политики 26 июля он сделал весьма неожиданное и шокировавшее специалистов заявление: Беларусь построит свой порт в Калининграде и будет ориентировать грузопоток на этот российский регион. При этом в пользу данного проекта он не назвал ни одного аргумента. Не смогли этого сделать и профильные белорусские чиновники.

По словам А.Лукашенко, такая договоренность достигнута на встрече президентов Беларуси и России в резиденции "Завидово". Было сказано, что российская сторона также поддержала намерение Беларуси принять участие в модернизации портового хозяйства Калининграда. И, как отмечалось, Владимир Путин "выразил благодарность белорусской стороне за содействие в решении калининградского вопроса".

Белорусские чиновники, к которым корреспондент "Белорусского рынка" обратился за комментариями по этому вопросу, были явно обескуражены. Некоторые просто отказывались что-то говорить в связи с этим, считая прозвучавшее заявление всего лишь политической декларацией. "Любой проект требует экономического обоснования, без этого рассуждать о нем бессмысленно. Поручения разработать бизнес-план по строительству порта в Калининграде мы не получали", — лаконично заметил собеседник профильного министерства.

Кому это выгодно?

Найти ответ на вопрос, в какую цену для Беларуси выльется строительство собственного порта в Калининграде, так и не удалось. Чиновники терялись в догадках: а какой именно порт — может быть, рыбный? Нет, судя по всему, А.Лукашенко имел в виду порт по перевалке экспортных белорусских грузов. Не случайно эта тема звучала в контексте прибалтийского и в частности литовского транзита. Президент дал понять, что в угоду России собирается переориентировать белорусские транзитные потоки с балтийских маршрутов на Калининград.

Чтобы построить собственный порт, нужно, по оценкам экспертов, минимум несколько миллиардов долларов. При этом чиновники выражают недоумение: зачем Беларуси заниматься столь затратным проектом, если сегодня прибалтийские порты, соперничая друг с другом за белорусский транзит, создают все более привлекательные условия для перевалки белорусских экспортных грузов? Тем более что в любом случае белорусский товар в Калининград будет следовать через Литву.

В чью пользу экономика

Официальный Минск и ранее неоднократно заявлял о готовности максимально загрузить своей продукцией Калининградский порт. Однако специалисты такие декларации всерьез не воспринимают.

Экономические расчеты убеждают в том, что ни по инфраструктуре, ни по пропускной способности Калининград прибалтийским портам и в частности самому близкому к Беларуси — Клайпедскому порту не конкурент.

Сами россияне не скрывают, что Калининградский порт страдает от нехватки инвестиции. В то же время Клайпедский порт за последние 5 лет инвестировал в инфраструктуру акватории, железных дорог, грузовых терминалов и т. д. более 400 млн. USD. В результате он может принимать суда длиной 250 м и более, а калининградские портовики — лишь до 170 м. Кроме того, в Калининградском порту одностороннее движение, этот порт может принимать судна грузоподъемностью лишь до 16 тыс. т, в то время как Клайпедский порт имеет современную инфраструктуру и принимает суда грузоподъемностью 60 тыс. т.

Клайпедский порт не замерзает даже в самые суровые морозы, в то время как Калининградский порт отделяет от моря замерзающий 42-километровый канал глубиной 9 м. По нему могут проходить суда с осадкой, не превышающей 8,2 м, в Клайпеде — 13,5 м (входной канал углублен до 14,5 м и расширен со 110 до 150 м). Протяженность причалов Клайпедского порта — 19 км, в Калининградском порту общая протяженность причалов — 3 км (и по каналу порта суда могут двигаться лишь с минимальной скоростью). К тому же в Калининградском порту нет мощных специализированных терминалов, какие построены в Клайпеде.

В Минтрансе Беларуси также отмечают, что на сегодня Калининградский порт по всем параметрам уступает и Клайпедскому, и Вентспилсскому портам. Калининградский морской канал пока непригоден для прохождения крупнотоннажных судов, которыми перевозятся белорусские калийные удобрения. К тому же доставка калия сухопутным путем до Калининграда на 1,5 USD /т дороже в сравнении с Клайпедой.

Администрация Калининграда сейчас пытается мобилизовать ресурсы на модернизацию порта: направить на эти цели часть денег из федерального бюджета РФ, часть — из союзного бюджета и еще часть собственных. Однако Минтранс России проект не поддерживает, приоритетными в этом направлении он считает порты в Санкт-Петербурге и Усть-Луге.

Вероятно, в правительстве РФ понимают, что после вступления в ВТО Россия вынуждена будет отказываться от протекционистских мер в области тарифной политики в отношении собственных портов. В связи с этим, как считают эксперты, вероятно дальнейшее снижение конкурентоспособности калининградского направления. Но если в России просчитывают эти тенденции уже сейчас, то почему же официальный Минск собирается их проигнорировать?

Оптимальная логистика

В последнее время правительство Беларуси ставит задачу по максимуму развивать экспорт на условиях С1Р (в порт доставки). И Литва этому только способствует. В этой стране белорусские резиденты могут заключать прямые договоры с железной дорогой и стивидорными компаниями.

Более того, одна из крупнейших стивидорных (грузовых) компаний порта "Клайпедос Смяльте" предложила белорусской стороне организовать совместное предприятие по аренде части порта. Причем от белорусских партнеров не требуется ни копейки. Банки Литвы предлагают достаточно дешевые кредиты для строительства терминала, которым будет владеть СП. Идея такова: партнерство в СП в обмен на груз с выгодой для белорусских учредителей.

Посол Беларуси в Литве Владимир Гаркун на встрече с журналистами 21 июля назвал конкурентные преимущества Клайпедского порта: он в 1,5 раза ближе к Беларуси, чем Вентспилсский порт ("а отсюда и вся экономика"), более понятные отношения с литовскими транспортными компаниями, а также серьезные инвестиции в реконструкцию порта, что расширяет возможности перевалки белорусских грузов.

Говоря о возможном порте приписки белорусского флота, В.Гаркун отметил, что такие услуги предлагает не только Литва, но и Латвия, "не исключая и Калининград ни в коем случае". "Но велика возможность, хотя утверждать не берусь, что порт приписки будет здесь, в Клайпеде", — сказал В.Гаркун. По его словам, во внимание будет приниматься не только близость портов к Беларуси. "Важно, насколько портовые структуры, а также транспортные компании будут заинтересованы предоставлять определенные преференции нашим грузам", — сказал В.Гаркун.

Как отметил 22 июля на встрече с журналистами генеральный директор Клайпедского порта Сигитас Добилинскас, Клайпедский порт максимально способствует реализации Национальной программы Беларуси по созданию морского торгового флота. С мая этого года здесь установлена скидка до 40% от портовых сборов для судов, перевозящих калийные удобрения в общем объеме 250 тыс. т, зафрахтованных по договору тайм-чартера или бер-боут-чартера. В августе в порту начнется эксперимент по перевалке свыше 170 тыс. т калийных удобрений, который предусматривает еще более привлекательные условия для транзита белорусского хлор-калия.

В связи с этим стоит отметить еще один факт. В то время как официальный Минск пытается противопоставить калининградский транзит прибалтийскому, транспортные компании из разных стран объединяют свои усилия в целях повышения эффективности своего бизнеса.

23 июля стартовал международный проект железных дорог Литвы, России и Беларуси — первый контейнерный поезд проекта "Меркурий". Суть проекта в том, чтобы доставлять экспортно-импортные грузы на место назначения за более короткое время и по меньшим тарифам. Аналогичный проект, в рамках которого курсирует поезд комбинированных перевозок "Викинг", работает уже 2,5 года.

Остается надеяться, что официальный Минск будет и далее придерживаться прагматичного подхода при проведении своей транзитной политики. Ведь кроме миллиардных инвестиций в строительство порта, которые не принесут стране экономических дивидендов (а следовательно, и политических), у Беларуси достаточно сфер приложения капиталов.

Продолжение темы
ГЛУБОКОВОДНЫЙ ПОРТ ПОСТРОЯТ НЕДАЛЕКО ОТ БАЛТИЙСКА

Собственный морской порт поможет Беларуси существенно расширить транзитный грузопоток через Калининградскую область. Очевидно, что данный проект принесет ощутимую выгоду обеим сторонам. Об этом БЕЛТА заявил руководитель представительства российского региона в нашей республике Николай Качанович.

Сейчас через Калининградскую область перевозится лишь 200 тыс. из 17 млн.т экспортных белорусских грузов. Происходит это, главным образом, из-за небольшой глубины морского канала, ведущего к ныне действующим местным портам. Новый же порт будет глубоководным. Его планируется построить недалеко от города Балтийска.

Как отметил Николай Качанович, порт сможет принимать суда водоизмещением в 25-30 тыс.т. Это будут как сухогрузы, так и нефтеналивные суда.
Источник: Белорусские новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.