Дешевых авиаперевозок в России не будет

Все новости по теме: Авиаперевозки
На днях немецкий авиадискаунтер Germanwings объявил об открытии сразу 10 новых маршрутов из Гамбурга, нового базового аэропорта компании. Несмотря на заявления авиакомпании о том, что в качестве следующих пунктов назначения будут выбраны Санкт-Петербург, Минск и Киев, эти города в списке маршрутов не фигурируют. Иностранные авиадискаунтеры по-прежнему не спешат начинать свой бизнес в нашей стране. А создавать в России авиакомпанию-дискаунтер с нуля - дорого и рискованно. Никто не верит, что такой бизнес имеет хоть какие-то перспективы в российских условиях.

Государство, по признанию правительственных чиновников, пока не озаботилось тем, чтобы создать приемлемые условия, как-то стимулировать возникновение низкобюджетных перевозчиков в России. Однако перспективы у этого сектора авиаперевозок в России огромные. Только на закупках самолетов авиационный сектор мог бы заработать сотни миллионов долларов. "Для нашей страны низкобюджетные перевозки очень актуальны, если учесть ее размер и низкие доходы россиян, - считает Тимур Хикматов, глава департамента по связям с общественностью Минтранса. - Россияне по сравнению с европейцами даже в большей степени предпочтут поступиться сервисом и комфортом перелета, если это позволит им сэкономить на стоимости билета". А для дискаунтеров это главное. Их цель - перевезти пассажира дешево и с минимальными удобствами.

Беда еще и в том, что создавать низкобюджетные авиакомпании в России сегодня некому. Традиционные авиаперевозчики занимаются своим бизнесом, региональные компании бедны, а непрофильный капитал вряд ли добровольно пойдет в сферу с таким высоким уровнем государственного регулирования. В эту сферу готовы прийти иностранцы, но пока они предпочитают работать на международных направлениях. Сегодня недорогие - от $100 - билеты на рейсы в города Германии предлагают немецкие авиакомпании Germania Express и Germanwings. Для внутренних рейсов им проще создать в России дочернюю структуру - в отношении полетов иностранцев над нашей страной действует довольно сложная разрешительная система.

Летать задешево - дорого

Эксперты считают, что западные низкобюджетные авиаперевозчики еще достаточно долго не смогут работать на российском рынке. "Причин тому две, - говорит Елена Сахнова, аналитик UFG, - низкие объемы авиаперевозок и отсутствие необходимой инфраструктуры". Кроме того, войти в эту нишу очень дорого. Чтобы создать такого перевозчика, нужна большая финансовая база. Затраты на закупку самолетов, поддержание технического состояния самолетного парка, персонал, рекламу у них практически те же, что и у традиционных авиакомпаний. Нельзя будет экономить и на безопасности полетов.

Уменьшить затраты можно за счет платного питания, отсутствия кассовых издержек и низких аэропортовых выплат. Можно использовать летную инфраструктуру в неудобное время и летать в периферийные аэропорты. Однако с выбором таких аэропортов в России сложно. Сложилось так, что у нас "один город - один аэропорт", и расстояния между ними большие. "Дискаунтеры запросто могли бы реанимировать аэропорт "Быково", - считает Тимур Хикматов. - Аэропорт сегодня не загружен. Традиционные перевозчики туда практически не летают". Аэропорт находится в хорошей транспортной доступности от столицы - недалеко есть железнодорожная станция. Да и клиенты авиадискаунтеров не так требовательны к сервису.

Тарифные игры авиакомпаний

Особенно сложно авиадискаунтерам будет работать в регионах. Сегодня на внутренних линиях правят бал традиционные авиаперевозчики. Они при случае могут и снизить цены на билеты, и отчаянно демпинговать, лишь бы вытеснить конкурентов с выгодного направления. К примеру, калининградцы давно усвоили: добраться до "большой" России по воздуху не только быстрее, но и дешевле, чем по железной дороге. В компании "Аэрофлот" для 15 категорий льготников цена на авиабилет на линии Калининград-Москва на 20% дешевле, чем стоимость купейного билета в скором поезде, и составляет сегодня 1200 рублей. А в компании "КД-авиа" в марте стартовала собственная программа - цены на московском направлении для льготников у нее не превышают 1000 рублей.

В Нижнем Новгороде дешевые авиаперевозки два года назад начала авиакомпания "Сибирь". Часть билетов на рейсы Нижний Новгород - Москва компания продавала по цене от 300-600 рублей, сопоставимой со стоимостью билета на поезд на этом направлении. Хотя сейчас билеты у "Сибири" стоят гораздо дороже, она серьезно потеснила "Аэрофлот", прежде монополиста на столичном направлении. Казань также была легко завоевана "Сибирью". Появившись на здешнем авиарынке в апреле 2004 года, она предложила билеты до Москвы по 900 рублей - дешевле, чем проезд в купейном вагоне. В то время главный конкурент сибиряков - авиакомпания "Татарстан" отправляла своих пассажиров за 2800 рублей. Сегодня самые дешевые авиабилеты до Москвы стоят 1089 рублей.

Но, несмотря на привлекательные цены, которые могут предложить традиционные компании на некоторых направлениях, полноценными дискаунтерами их не назовешь. У них другая структура бизнеса, логистики и расходов. Они готовы лишь временно демпинговать, чтобы потеснить конкурентов и утвердиться на рынке. Никто из них не готов предложить цены на уровне европейской RyanAir, для которой 10 евро - обычная цена на линии Париж-Лондон (дальность полета такая же, что и на маршруте Москва - Нижний Новгород).
Источник: Финансовые Известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.