Большая проблема литовских атомщиков

Все новости по теме: Литва

После прекращения выработки электроэнергии вторым и последним ядерным реактором Игналинской атомной станции (ИАЭС) произойдет очень большое сокращение кадров.

То, что ИАЭС в Литве прекратит давать электроток сразу после 31 декабря 2009 года, становится очевидным - несостоявшийся референдум по вопросу продления ее срока работы лишил нынешнюю и будущую власти любых возможностей даже «заикаться» об этом в Брюсселе. По чьей вине сорван референдум - это отдельный разговор, а что делать с тремя тысячами высококлассных специалистов-атомщиков, умеющих только управлять ядерной реакцией и обеспечивать работу атомной электростанции - эту проблему придется решать не Европейскому союзу (ЕС), а Литве, и причем в одиночку.

Директор ИАЭС Виктор Шевалдин по праву считается одним из самых авторитетных специалистов Литвы не только в области атомной энергетики, но и высококлассным менеджером мирового масштаба. Но даже этот многоопытный и выдержанный человек не может скрыть озабоченности и тревоги о будущем своих подчиненных. Начиная с 2003 года, когда Литва заявила, что согласна закрыть ИАЭС в обмен на принятие в ЕС, идет постепенное сокращение числа сотрудников станции. За последние пять лет ежегодно сокращается 150-200 работников разных специальностей. До настоящего времени в основном увольнялись те, кому пришел срок выхода на пенсию или кто сумел найти другую работу.

Сегодня из почти пяти тысяч работников, которые составили штат ИАЭС с начала работы в 1987 году, на станции трудятся три тысячи специалистов. Пик увольнения придется на первую половину 2010 года, когда станут ненужными сразу 1500 сотрудников разных специальностей. Директор ИАЭС обещает, что важнейшие специалисты, без которых длительный процесс полного прекращения работы реактора невозможен, будут сохранены. В то же время он не сообщает, сколько же реально нужно этих «важнейших специалистов». И причина, по которой эти сведения не разглашаются лежит на поверхности.

Если станет ясно, что с первой волной в 1500 работников увольнения не закончатся, то через год и два месяца, оставшиеся до прекращения работы второго блока, «важнейших специалистов» может и не хватить. Уже более двух лет в литовском городе атомщиков идет процесс утечки жителей. Сегодня в городе Висагинасе проживают 29 тысяч человек, а это значит, что более 10 процентов из них являются сотрудниками станции. Практически каждая семья существует на «атомные» деньги. Многие из этих семей уже отправили своих детей в эмиграцию, в основном в Россию, где у большинства имеются родственные связи. За детьми под предлогом объединения семей могут последовать и родители, те же самые «важные специалисты». К тому же российская Госдума приняла поправки к закону о гражданстве, способствующие более интенсивному возвращению соотечественников.

Между тем Виктор Шевалдин утверждает, что на планирующейся к строительству в Литве атомной станции будет работать уже совсем другое поколение специалистов-атомщиков. А поскольку для их подготовки требуется не два-три года и даже не пять-семь лет, то прав директор нынешней ИАЭС, что реальным сроком начала работы новой АЭС может быть 2022 год, а не 2018-й, как продолжает уверять своих граждан и потенциальных партнеров литовская власть. Литва обещает построить гораздо более мощную, чем ИАЭС, атомную станцию с реакторами нового поколения за каких-то девять лет, как бы забыв, что в Литовской ССР строительство ИАЭС при прямом участии и финансировании всей промышленности СССР продолжалось с 1974-го по 1987 год включительно.

Вячеслав ПУКАС

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.