Хотя предприниматели в растерянности от финансового кризиса, он открывает перед многими новые перспективы

Любой кризис, как известно, вначале бьет «по головам». Так как нынешний – финансовый, то и проблемы возникли в первую очередь у крупных банков и «околобанковских» структур и корпораций. Загустевшая «кровь экономики» - финансы - застопорила реальные секторы – строительство и даже торговлю в лице так называемых ритейлеров. Российский «крупняк» тут же обратился за помощью к государству, избранные «полугосударственные» банки ее уже получили. То же обещано и торговым сетям. А чего ждать на безбрежном и не вспаханном в нашей стране поле малого предпринимательства?

Руководитель крупного калининградского предприятия стройиндустрии в растерянности:

- У нас пятерка солидных покупателей, с которыми заключены долгосрочные контракты. Планы расписаны на годы вперед. И вдруг – эта незадача, кризис. Строители встали, наша продукция оказалась им не нужна. Нам конвейер останавливать? Что делать, просто ума не приложу. Видимо, придется активизироваться на рынке, искать других потребителей. А где они?

В беседе, традиционно для предпринимателей анонимной, генеральный директор размышляет о стабильности и защите от разного рода внешних негативных воздействий:

- Мы не так давно работаем, и я теперь начинаю понимать, что надежнее иметь полсотни мелких партнеров, чем пять - крупных. Все разом «малые» не могут разориться, они гибче реагируют на изменяющиеся условия, они мобильны. В конце концов, если какая-то часть из них и не выдержит конкуренции или, как сейчас, завязнет в хитросплетениях мирового кризиса, то другая – несомненно, большая – останется на плаву.

Вообще кризис подталкивает и крупных игроков на бизнес-рынке, и власти всех уровней к более предметному диалогу с малым предпринимательством. В этом его несомненный плюс (понятно, не для всех). Но волны финансовых, а следом и экономических неурядиц неизбежно докатываются до всех, в том числе даже до индивидуальных предпринимателей.

- У меня маленький торговый бизнес, я постоянно живу на кредитах, - делится сокровенным владелец бутика на Ленинском проспекте и двух торговых мест на Центральном рынке Калининграда предприниматель К. – Теперь банк, с которым я постоянно работал, в кредитах мне отказал. Ну, с месяц я продержусь на старых запасах…. А дальше?

В кредитовании непосредственно малого бизнеса все не так просто и однозначно. По оценкам специалистов, потребности в финансировании этой сферы экономики России удовлетворены не более чем на 25-30%, однако в ближайшие три года, как ожидается, объемы кредитования возрастут в три-четыре раза, то есть с нынешних 50-55 млрд долларов до 230-250 миллиардов. И никакие кризисы, по мнению экспертов, этому не помешают. Другой вопрос – некоторые банки оказались не в состоянии справиться со сложной ситуацией.

Как заявляют банкиры, на рынке кредитования малого бизнеса в последнее время усиливается конкуренция. Судя по всему, рынок насыщен предложениями, вместе с тем порядка 70% составляет неудовлетворенный спрос. Как объяснить это противоречие?

– Действительно, кредиты для малого бизнеса – престижное на сегодняшний день направление, - говорит один из калининградских банкиров, чье финансовое учреждение, кажется, не испытывает особых трудностей. - Но только 40-50 российских банков (из которых примерно 20 федеральных и 20-30 – региональных) реально кредитуют малый бизнес, причем большинство из них вышли на рынок относительно недавно, в последние два-три года. Кроме того, кредитование малого бизнеса более-менее развито лишь в больших городах, кстати, и у нас в Калининграде. Я могу привести такую обнадеживающую статистику - число отделений банков, кредитующих малый бизнес, за последние восемь лет выросло в стране с 300 до 2000. Целый ряд банков, в том числе и наш, активно разрабатывают этот весьма специфический продукт, отлаживая технологии, так что есть причины верить, что в среднесрочной перспективе количество игроков существенно возрастет.

Вообще надо понимать, что кризис ликвидности в первую очередь всегда отражается на долгосрочных видах кредитования. А малый бизнес в данном случае выпадает из «проблемной» обоймы, поскольку сейчас средний срок кредитования малого бизнеса составляет 29 месяцев, то есть менее двух с половиной лет. Более половины займов выдается на срок от одного года до пяти лет и порядка 30% – на срок менее года. Банк, испытывающий трудности с ликвидностью, может не предоставлять 100 «длинных» кредитов по 5 млн рублей на 10-летний срок, а 100 кредитов по 5 млн рублей на два года – выдаст без особых проблем. Так что, скорее всего, нашему знакомому предпринимателю К. просто не повезло с банком…

Вместе с тем поддержка и помощь малому предпринимательству со стороны государства сегодня необходимы как никогда. Во многих регионах это прекрасно понимают и оперативно реагируют. Закоперщиком, как это часто бывает, стала Москва. Здесь для местного малого бизнеса уже предусмотрели возмещение кредитной ставки, выросшей в условиях кризиса с 14-16% до 22-24%. Московское правительство будет компенсировать это повышение ставки малым предприятиям, занятым в приоритетных для города видах бизнеса, остальным будут возмещаться две трети суммы процентной ставки. Одновременно с этим Фонд содействия малому предпринимательству столицы увеличит объем поручительства за кредиты для малого бизнеса с 50 до 70%. Также правительство Москвы активизирует выдачу микрозаймов. Среди других мер поддержки малых предприятий столицы - предложения не увеличивать ставки арендной платы на 2009 год, не расторгать договоры аренды с малыми предприятиями в случае задержки арендных платежей. Предлагается также ввести мораторий на увеличение для малого бизнеса платы за энергоресурсы и коммунальные платежи.

Многие сравнивают нынешнее положение с кризисом 1998 года. Считают, что бизнесу следует обратиться к тому опыту и действовать соответственно. Но, скорее всего, нас ожидает, так сказать, «управляемый кризис», «мягкая посадка», которая будет длиться долго, и восстановление экономики тоже будет небыстрое. Резервы государством накоплены немалые, и при разумном их расходовании хватит на достаточно продолжительный период. А малый бизнес в этой ситуации оказывается в двойственном положении: с одной стороны, кризис больнее всего бьет именно по небольшим компаниям, у которых нет резервов, а с другой - в отличие от «монстров» малые предприниматели более гибко ведут себя на рынке, а многие ниши, в которых они работают, востребованы и во время кризиса. Выживет небольшая компания или нет - зависит от многих факторов, в частности, от качества работы в докризисное время и от гибкости действий руководителя (он же часто - и единственный владелец).

Относительно хорошие перспективы у компаний, занимающихся бизнесом, востребованным в любое время, так как люди всегда хотят кушать и, скажем, ходить в парикмахерскую – а это как раз ниша для малого предпринимательства. Только работать придется лучше, скорректировать в правильную сторону цены и ассортимент товаров и услуг.

Александр ГМЫРИН
Источник: Калининградская правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.