"Автотор" предложит "букет иномарок"

Все новости по теме: Автопром
Российские сборщики иностранных автомобилей хотят выпускать сразу по несколько марок

Компания «Автотор» (Калининградская область) будет расширять модельный ряд выпускаемых автомобилей. Об этом на днях заявил генеральный директор «Автотор Холдинга» Николай Никитин. Правда, как сообщили RBC daily в компании, речь в данном случае якобы идет только о давно анонсировавшемся запуске внедорожника Hummer H2, который начнут собирать на «Автоторе» с июня этого года. В любом случае, проект Hummer H2 – это сотрудничество предприятия уже с третьим по счету зарубежным производителем автомобилей, чем пока что не могут похвастаться другие производители российских иномарок. По словам экспертов, хотя тактика «Автотора» и имеет свои недостатки (небольшие партии производимых автомобилей, слабость из-за сложной логистики, сильная зависимость от иностранного партнера), предприятие в итоге может работать достаточно гибко и легко «переходить» на те модели, которые пользуются наибольшим спросом. Тем не менее эксперты говорят, что в рыночную тенденцию тактика «Автотора» пока не превратится. Причины – слишком хороший спрос практически на все уже имеющиеся российские иномарки, а также опасения зарубежных компаний, что в России их автомобили будут собираться «не на уровне».

В отличие от других российских автопроизводителей, специализирующихся на сборке иномарок, «Автотор» сегодня не ограничивается сборкой автомобилей только одной марки. На сегодня калининградское предприятие из легковых автомобилей собирает корейские KIA, рассчитанные на массового потребителя, а также дорогие BMW 5-й и 3-й серий. «В России «Автотор» – действительно пока что единственная компания, которая собирает иностранные автомобили сразу двух марок. Правда, если говорить о ближнем зарубежье, то этот пример не единичный – подобной тактики придерживается также украинский ЗАЗ. Его основная модель – «Таврия-Славута», выпускаемая в нескольких модификациях, на которую приходится 50% всех изготавливаемых этим заводом автомобилей. При этом на Запорожском автозаводе выпускаются еще автомобили Daewoo, Opel и ВАЗ. И такая тактика показывает хорошие результаты. Мультибрендовая стратегия ЗАЗа позволила ему увеличить производство в 2003 г. в 2,5 раза», – сказал RBC daily Виктор Пашков, начальник аналитического центра «АСМ-Холдинга», занимающегося исследованиями российского автомобильного рынка. Неплохие результаты показал и «Автотор». С одной стороны, производственные мощности «Автотора» небольшие (в 2002–2003 гг. завод выпустил 14 955 автомобилей по сравнению с 700 тысячами за один 2003 год у «АвтоВАЗа»), с другой – компания растет, запуская в производство автомобили все новых марок: в 2003 г. на производственных мощностях «Автотора» было изготовлено 9242 автомобиля, что на 62% больше по сравнению с предыдущим годом (5713 автомобилей).

При этом «Автотор» продолжит курс на диверсификацию. На днях генеральный директор «Автотор Холдинга» Николай Никитин заявил, что «модельный ряд выпускаемых в Калининграде автомобилей необходимо расширять», при этом, правда, не раскрыл планы того, как именно это будет происходить. В понедельник г-н Никитин был недоступен для комментария, а в компании заявление своего руководителя конкретно прокомментировать не смогли. «Очевидно, Николай Никитин имел в виду скорейший запуск сборки внедорожников Hummer H2, который анонсировался уже давно (в августе 2003 г. между «Автотором» и General Motors было подписано соответствующее соглашение). В июне сборка этих автомобилей наконец-то начнется. Что касается начала сборки других иномарок, то пока что ни одного такого проекта «на подходе» у нас нет», – сообщил RBC daily Павел Лешаков, пресс-секретарь компании «Автотор». Правда, по неофициальной информации, сейчас «Автотор» также ведет переговоры с GM о начале сборки одной из моделей Opel. И, похоже, эти переговоры – не единственные. Так, на официальном сайте компании прямо сказано о том, что в ее планах на 2004 год – «дальнейшая диверсификация производственной деятельности за счет освоения сборки новых моделей популярных мировых брендов».

По мнению экспертов, тактика этого производителя отечественных иномарок достаточно разумна: выпуская принципиально разные автомобили, «Автотор» «закрывает» различные ценовые ниши, хороша диверсификация и с точки зрения колебаний спроса. «Выпуск автомобилей сразу нескольких марок – это не только присутствие в различных ценовых сегментах. Главное, что таким образом автопроизводители приобретают мобильность по отношению к рынку. Наладив выпуск принципиально разных автомобилей, они получают возможность маневрировать – скажем, при повышении спроса на один из автомобилей перебрасывать мощности на его сборку», – говорит Виктор Пашков из «АСМ-Холдинга». С ним соглашается эксперт BKG Владимир Скопцов: ««Автотор», хотя и выпускает автомобили сравнительно небольшими партиями, является очень мобильным предприятием. Скажем, он начал со сборки KIA Clarus и мог бы ограничиться только этой устаревшей моделью. Но дальше им были запущены другие модели KIA, в том числе и недорогая новая машина KIA Rio – по сути, аналог Ford Focus; то есть видно, что предприятие в хорошем смысле конъюнктурно».

Интересно, что диверсифицировать свою деятельность собираются и другие автопроизводители. «В настоящий момент практически все производители иностранных автомобилей стараются наладить запуск других марок и моделей – о таких планах заявляли и ТагАЗ, и Ford, и другие», – говорит Виктор Пашков. Правда, превратится ли тактика «Автотора» в тенденцию – пока большой вопрос. Пока что российский рынок находится в стадии насыщения. Во многом поэтому большинство автопроизводителей пока продолжают выпускать уже имеющиеся у них автомобили, откладывая планы по запуску в производство новых иномарок на потом. И пока рынок только насыщается, разнообразие предлагаемых машин неприоритетно. Например, из-за огромного спроса на Ford Focus завод во Всеволожске даже отказался от планов запускать в производство еще одну модель автомобиля Ford. Немаловажен и имиджевый момент. «Объявить о возможности собирать что-то другое может каждый. Вопрос здесь – заработать определенный имидж перед иностранным партнером», – резюмирует Владимир Скопцов.
Источник: РБК

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.