На примере роста и снижения бензиновых цен вся иррациональность российской экономической системы заметна сегодня, как никогда

На примере роста и снижения бензиновых цен вся иррациональность российской экономической системы заметна сегодня, как никогда

Еще совсем недавно, этим летом, самые горячие обсуждения разворачивались вокруг невиданно выросших цен на бензин. Лето закончилось, но тема не «остыла», наоборот – на примере роста и снижения бензиновых цен вся иррациональность российской экономической системы заметна сегодня, как никогда.

Еще совсем недавно, этим летом, самые горячие обсуждения разворачивались вокруг невиданно выросших цен на бензин. Говорили, что они стали в России выше, чем в США (около 24,9 руб./л для марок АИ-95 и выше против $3,65/ галлон в Америке – что тогда соответствовало 24,3 руб./л). Лето закончилось, но тема не «остыла», наоборот – на примере роста и снижения бензиновых цен вся иррациональность российской экономической системы заметна сегодня, как никогда.

Прошло всего четыре месяца с тех пор, как цены на нефть достигли своего исторического максимума на уровне $147/баррель нефти марки WTI. С тех пор они упали уже более чем на 60% – до $58/баррель. При этом финансовые проблемы в самой России привели к тому, что правительство отказалось снижать пошлины на экспорт нефти пропорционально падению цен, сохраняя их на уровне $287 за тонну и делая вывоз нефти за рубеж практически нерентабельным (неудивительно, что экспорт из РФ сырой нефти в первой половине ноября по трубопроводной системе «Транснефти» сократился почти на четверть). Казалось бы, в стране должно наблюдаться перепроизводство бензина, а цены на него снижаться чуть ли не каждый день. Но не тут-то было. И поэтому сравнивать США и Россию становится еще интереснее.

В Соединенных Штатах за прошедшие несколько месяцев на рынке произошли просто-таки тектонические изменения. Если в июле 2008 года цена бензина улучшенных марок достигала – правда, всего на несколько дней – самого высокого за всю историю наблюдений уровня $4,11/галлон, то в середине октября она составляла уже $3,15/галлон, а 10 ноября опустилась до $2,22/галлон – на уровень апреля 2005 года. По сравнению с декабрем прошлого года цены на бензин в Америке упали ровно на 28%, по сравнению с максимальными значениями – на 46%. Выражаясь более понятно, скажем: сейчас бензин в Соединенных Штатах (стране, которая ввозит из-за рубежа 58% потребляемой нефти) отпускается по цене 16 руб. 20 коп. за литр, а если бы в России цены на бензин в июле–ноябре повторили американскую динамику, на наших АЗС топливо должно было бы стоить не более 13 руб. 10 коп.

Однако все не так: согласно данным Росстата в октябре этого года средняя стоимость бензина марок АИ-95 и выше в России составила 24,95 руб./л., а ее рост – не снижение! – по сравнению с декабрем 2007 года – около 15,8%. В общем, если летом дорогие россияне платили за бензин чуть дороже американцев, то сегодня они переплачивают практически вдвое. Хотя это, наверное, вполне объяснимо – ведь в Америке, как известно, самый тяжелый кризис со времен Великой депрессии, а у нас – мелкие трудности.

Почему же граждане «энергетической сверхдержавы» должны экономить на покупках бензина, а жители самого крупного импортера энергоресурсов – нет?

На то есть ряд причин, и все они так или иначе сводятся к тому, что мы живем в уникальном государстве, где все сделано для удобства чиновников и приближенных олигархов, а не народа.

Начнем с самого основного – с производства топлива. Сегодня средняя норма выхода светлых нефтепродуктов на российских НПЗ составляет 48%, тогда как в США она достигает 82% (что считается очень плохим показателем), а в Европе (откуда Соединенные Штаты импортируют около четверти потребляемого ими бензина) – 88%.

При этом российские нефтяные компании, которым в большинстве своем эти НПЗ и принадлежат, не вкладываются в развитие переработки. После распада СССР в новой России не было построено ни одного нового нефтеперерабатывающего завода. Нефтяники, имея мощное лобби в правительстве, год за годом откладывают введение в стране более строгих экологических стандартов (Евро-2 и Евро-3), так как соответствующее топливо выпускается в недостаточных количествах. При этом, как известно, компания «ЛУКОЙЛ» только что завершила переговоры с итальянской компанией ERG о строительстве нефтеперерабатывающего завода на… Сицилии с инвестициями с российской стороны в ?1,3 млрд. Вкладывать в Россию наши олигархи по-прежнему считают невыгодным. В душе, разумеется, мы с ними солидарны.

Вторым важным обстоятельством является дистрибуция. По официальным данным Росстата за сентябрь 2008 года, цены производителей (то есть оптовые расценки) на бензин средней марки АИ-92 составили 11,53 руб./л, или всего 48% от розничных цен. Иначе говоря, прибыль перепродавцов в России составляет сегодня более 100% от оптовых цен, по которым бензин покупается на НПЗ (справедливости ради заметим, что значительная часть этих прибылей идет в бюджет).
Но это не все. Если в США на рынке нефтепродуктов действуют более 20 компаний (на 7 крупнейших приходится всего 39% продаж бензина), то в России рынок поделен между четырьмя гигантами: «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР» и «Сургутнефтегаз» обеспечивают более 70% поставок автомобильного топлива, а в большинстве регионов эти и подконтрольные им компании являются монополистами на розничном рынке. Более того, в США существует развитый биржевой рынок бензина, на котором торгуются как наличный товар, так и фьючерсные контракты на его покупку; в России процветают в основном внутрикорпоративные поставки в рамках вертикально интегрированных нефтяных компаний.

Итог очевиден: если в России бензин на АЗС продается по цене на 100% выше оптовой, в США эта разница составляет сегодня 6,7% и постоянно снижается.

И наконец, третьим немаловажным фактором являются государство и его налоговые пожелания. Правильнее сказать, что этот фактор выступает основным в российских ценах на бензин. По данным Независимого топливно-энергетического института, на разных этапах добычи и переработки нефти, а также дистрибуции и реализации топлива в бюджет взимаются налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, налог на прибыль и НДС – все вместе эти платежи составляют 59% той цены, которую мы платим, заправляя свои автомобили. Более высокая налоговая нагрузка на бензин установлена только в Великобритании, где она зашкаливает за 70%. Учитывая, что налоги от экспорта нефти в ближайшее время будут только снижаться, не приходится надеяться на то, что родное государство ослабит свою «хватку» в бензиновой отрасли.

Подведем итог: различие в ценах бензина в США и России проистекает из того, что в Америке львиная доля его стоимости (73% весной этого года) приходится на цену сырой нефти. Еще 9,3% затрачивается на переработку, 11% составляют налоги и 6,7% – затраты на дистрибуцию и маркетинг. Именно поэтому цены на бензин в США столь чувствительны к колебаниям на рынке нефти. В России же, собственно, на нефть (которая на внутреннем рынке весьма дешева) приходится 15,2% цены бензина, 10,5% затрачивается на переработку, 15,3% уходит перекупщикам и, наконец, 59% перечисляется государству.

Отсюда вытекает, что практически никакие «объективные» причины – ни резкое снижение цен на нефть на мировых рынках, ни уверенное сокращение себестоимости и повышение качества нефтепереработки, ни даже новый виток борьбы с монополиями для предотвращения ценовых сговоров не способны радикально снизить цены, пожалуй, на самый массово потребляемый в стране товар. В государстве, играющем без правил и даже не пытающемся бороться с теми негативными тенденциями, которые сегодня заметны любому – инфляцией, снижением эффективности производства, высокой энергоемкостью промышленности, убогостью отечественного автопорома, нет и не может быть надежд на изменение положения к лучшему. Пожалуй, действительно правы те, кто предпочитает покупать нефть за границей и не экономить на бензине – просто потому, что в таких странах государственная бюрократия вынуждена творчески подходить к поиску источника доходов, а не просто дремать у нефтяной трубы.

Владислав Иноземцев

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Газета "Россия"

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.