На дороги не хватает 50 миллиардов

В среду в Госдуме депутаты и чиновники спорили по поводу одной из главных российских бед - дорог. Выяснилось, что в будущем году бюджетное финансирование дорожного хозяйства вырастет почти в два раза. Но сами дорожники требуют увеличить его вчетверо. В свою очередь бизнесмены тоже готовы поучаствовать в дорожном строительстве, но на условиях государственно-частного партнерства. А для этого до сих пор нет необходимой законодательной базы.

На парламентских слушаниях в Госдуме чиновники убеждали депутатов как можно скорее принять законы в сфере дорожного строительства. Речь идет о документах, позволяющих привлекать частные инвестиции в дороги. Пока "частникам" не гарантировали право на коммерческое использование дорог, денег от них не получить.

"Затраты на содержание и ремонт только федеральных автодорог должны составлять 100 млрд. рублей в год", - заявил вчера журналистам глава Федерального дорожного агентства Олег Белозеров. Тем не менее из бюджета, по данным Минтранса, на эти цели будет выделено только 43.9 млрд. Но даже эта сумма, по словам замглавы Минтранса Александра Мишарина, в два раза превысит объемы финансирования этого года. "В России сейчас 8 тыс. км недостроенных дорог, при запланированных объемах финансирования завершить эти объекты мы сможем только в течение пяти лет", - добавил Мишарин.

Председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум добавил еще больше скептицизма. По его словам, доля расходов на дорожное хозяйство в ВВП в 2004 году составила лишь 1.4%, в то время как в 2000 году она составляла 2.9%. А вводится автомобильных дорог в эксплуатацию сейчас в два раза меньше, чем в 1990 году.

Главная надежда чиновников - частные инвестиции. Минтранс и Минэкономразвития сейчас активно работают над проектами типовых договоров концессии, которые позволят частникам строить дороги в партнерстве с государством. Однако Госдума, по словам участников круглого стола, не торопится принимать подзаконные акты, а потому реализация Федеральной целевой программы "Дороги России" по-прежнему затруднена.

Согласно программе, объектов для вложений в дороги множество. По словам одного из авторов программы "Дороги России", председателя совета директоров компании "Рустехконсалтинг" Николая Серегина, в первую очередь планируется заниматься мостами и объездными дорогами. В Калининграде, например, затруднен транзит из Европы в страны Балтии и Россию и обратно. Еще при немцах вокруг города была построена окружная дорога, на которой имелись два моста через реку Преголь, обслуживавшие две потока в разных направлениях. Во время войны один мост был взорван, и с тех пор вся нагрузка легла на уцелевший, который просто не справляется с потоком транспорта.

Похожая ситуация и в Волгограде. Единственная дорога через Волгу на Саратов и Астрахань проходит сначала через центр города, а затем по Волжской ГЭС. Электростанция не приспособлена для такого потока грузовиков, поэтому сейчас строятся новый мост длиной более километра и объездная дорога. В Новосибирске дорогу строят в связке с мостом через Обь. Огромных средств потребует мост через Енисей в Красноярске. Начинается строительство объездной дороги в Иркутске, аналогичных дорог в других городах. Но денег на эти проекты не хватает, и ответа на вопрос, когда же появится соответствующее законодательство, вчера в Думе так и не прозвучало.
Источник: Финансовые Известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.