Новый Кодекс безопасности поставит на прикол половину мирового торгового флота

Вступление в силу нового международного Кодекса по охране судов и портовых сооружений может парализовать работу половины мирового торгового флота. С 1 июля этого года судам, не соответствующим новым стандартам безопасности, может быть просто отказано в заходе в "безопасные" порты. Международная морская организация (ИМО) планирует ввести санкции и против самих портов, не прошедших сертификацию. До назначенного срока осталось шесть недель, а соответствуют новым правилам лишь 5.4% из всех портов мира и 9.2% подпадающих под действие нового кодекса судов. Не торопятся с введением нового кодекса и в российских портах. По данным "Известий", в России сегодня лишь 9 из 36 торговых портов, работающих на экспортно-импортных направлениях, готовы получить освидетельствование ИМО на соответствие новому кодексу.

Озабоченная разгулом пиратства на морских торговых путях и ростом террористических угроз на море, ИМО давно настаивала на повышении стандартов безопасности для гражданских судов и морских объектов. В 2003 году во всем мире было совершено 453 пиратских нападения на гражданские пассажирские и торговые суда, что на 18% больше, чем в 2002 году. Разработка же нового кодекса началась сразу после нью-йоркских терактов 11 сентября 2001 года. А в декабре 2002 года на одной из конференций ИМО этот кодекс был принят странами - участницами организации.

На прошлой неделе в Лондоне завершилась очередная сессия Комитета по безопасности ИМО. На ней как раз и обсуждалось введение нового Кодекса по охране судов и портовых сооружений, а также возможные санкции против судоходных и стивидорных компаний, неспособных выполнить его требования. По новым правилам, на всех судах водоизмещением более 500 тонн должны быть установлены новейшие системы связи и навигации - автоматические идентификационные системы, системы охранного оповещения и связи при бедствии и для обеспечения безопасности. Все корабли должны иметь план безопасности судна, специального офицера по безопасности. Экипаж судна должен пройти специальную подготовку, чтобы знать, что делать при угрозе захвата судна пиратами или террористами. Порты также должны иметь планы охраны, обзавестись вооруженной охраной, системами видеонаблюдения, связи, мониторинга грузов и проходящих судов.

На приведение торгового флота и портов в соответствие с новыми требованиями безопасности странам отводилось более полутора лет. Однако сегодня, когда до вступления кодекса в силу осталось всего полтора месяца, стало ясно, что мировой торговый флот в большинстве своем не собирается принимать новые стандарты безопасности. По последним данным, лишь 5.4% из 5 578 портов и 9.2% из 20 722 судов мирового торгового флота прошли освидетельствование в ИМО. Еще 23% портов и владельцы 57.5% торговых судов подали заявки на сертификацию соответствия новым правилам. Остальные не готовы принять новые требования. Таковы цифры, представленные в ИМО правительствами 35 стран, контролирующих 65% мирового торгового флота. Наиболее удручающая ситуация в развивающихся странах, не имеющих достаточных средств на укрепление безопасности в своих портах и на судах. Новый кодекс требует солидных инвестиций, и у многих стран и компаний просто нет денег для реализации новых требований. Некоторые страны Латинской Америки и Африки даже не присылают в ИМО отчетов о том, как идет подготовка к введению кодекса.

Российские судоходные компании оказались более законопослушными. Торговых судов под российским флагом сегодня осталось немного - более 80% российского торгового флота ходит под флагами других государств. Как сообщили "Известиям" в Службе морской безопасности Минтранса России, из 1000 подпадающих под действие кодекса торговых судов в настоящее время одобрены планы охраны у 880. Сложнее обстоит дело с портами - на приведение их систем безопасности в соответствие с новыми стандартами требуется гораздо больше средств и времени. Сегодня завершили подготовку к получению свидетельств лишь 9 портовых средств из более чем трех десятков. Стивидорные компании, управляющие портами, жалуются на "дороговизну" соблюдения новых правил и отсутствие финансовой поддержки со стороны государства. Некоторые операторы портовых средств, например Владивостока и Калининграда, даже и не приступали к подготовке. Фактически в состоянии завершить в срок меры по соблюдению нового кодекса лишь наиболее крупные и богатые компании, управляющие портовыми средствами в таких портах, как Новороссийск, Архангельск или Мурманск.

А тем временем ИМО подтвердила принципиальность своего подхода к судовладельцам и портам, нарушающим новые требования. Судно без сертификата после 1 июля может и не попасть в порт назначения. Кроме того, любой корабль после захода в порт, не имеющий плана охраны или не удовлетворяющий новым требованиям безопасности, может быть задержан на рейде "безопасного" порта для длительного и скрупулезного досмотра местными властями. Все это требует времени, а значит, неминуемы простои и убытки. И в условиях, когда каждый день задержки обходится судовладельцам в сотни тысяч долларов, вряд ли после этого у них появится желание нарушать правила или обращаться к услугам портов-нарушителей.
Источник: Финансовые Известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.