Калининградские власти отказались тратить 150 млн рублей на телерекламу туризма

Власти Калининградской области уже не первый год всерьез хотят превратить этот самый западный российский регион в туристическую Мекку. Выдвигаются самые разные идеи, как завлечь на российский Запад отдыхающих. Одни предлагают разбрасывать на пляжах Балтийского моря янтарики, чтобы туристы, находя их, радовались как дети и приезжали еще. Задумка других -- рекламировать область среди жителей Крайнего Севера, которым в Испании релаксировать слишком жарко, а в Калининградской области с ее частыми дождями и ветрами -- самое то. Но что бы местные чиновники ни придумывали, все их затеи оказывают малозаметное влияние на туристический поток. Количество отдыхающих в регионе растет весьма скромными темпами, не сравнимыми с той гигантоманией, которой отличается калининградское правительство -- там, например, всерьез могут сказать, что за год в область должно приезжать не меньше миллиона любителей охотничьего отдыха. Какая разница, что во всем регионе жителей меньше, а местные леса славятся дичью лишь на особо охраняемых территориях (возле границы, например), куда допускают исключительно VIP-охотников для так называемого «регулирования численности животных». А для простых смертных -- утки да зайцы, которыми вряд ли можно завлечь туристов.

Тем не менее в 2008 году количество отдохнувших в регионе впервые составит почти 500 тыс. человек. Во многом это заслуга частной авиакомпании «КД авиа», которая запустила свой «хаб» -- местный аэропорт Храброво стал работать в транзитном режиме, превратившись в крупный транспортный узел, связывающий Калининград с десятками городов Европы и «большой» России. Но сейчас это предприятие переживает непростые времена из-за кризиса.

Финансовая нестабильность внесла коррективы и в самую свежую задумку местного правительства -- там решили, что туристов в регионе мало не потому, что им там скучно и неинтересно, а из-за отсутствия доходчивой, агрессивной рекламы областных рекреационных возможностей. С 2009 по 2011 год планировалось вложить 150 млн руб. в телераскрутку Калининградской области на центральных каналах. Ориентировочно стоимость пиар-кампании на федеральных каналах с покрытием зоны европейской части России, Центральной и Западной Сибири, включая изготовление рекламного ролика, оценили в 50 млн руб. в год. Была начата подготовка к объявлению конкурса на поиск компании, которая займется всем этим туристическим пиаром. Общественность взволновалась: не много ли, мол, денег планируется потратить, ведь 150 млн руб. -- это сумма, сопоставимая с рекламным бюджетом туризма отдельных европейских стран. Депутаты областной Думы даже поднимали этот вопрос на своем заседании.

Однако не их испугались в областном правительстве. Карты спутал кризис. По крайней мере в 2009 году деньги на телерекламу туризма калининградские власти тратить точно не будут. «Мы примем решение по поводу агрессивной рекламы в конце следующего года. Посмотрим, насколько длительным окажется финансовый кризис и как он отразится на нашей жизни», -- заявил на заседании регионального правительства губернатор Георгий Боос. Что касается региональной туристической сферы, кризис отражается на ней уже сейчас. По данным главы Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области Тамары Тороповой, выездные новогодние туры уже перестали пользоваться популярностью. Вместо этого люди, экономя деньги, заказывают места для отдыха в родных пенатах. А по сведениям начальника отдела туризма областного правительства Марины Друтман, уже сейчас заметны тревожные изменения и на местном туристическом рынке. «Некоторые калининградские компании, активно работавшие благодаря преимущественно заемным средствам, теперь рискуют оказаться в сложной ситуации. Кроме того, заметно снижение доли туристических предложений в общем объеме рекламы», -- пояснила г-жа Друтман. В связи с этим решение г-на Бооса повременить с телерекламой она находит очень своевременным.

Вместо этого в областном правительстве хотят реализовать другой связанный с отдыхом проект. По словам г-жи Друтман, региону нужна стратегия продвижения области как туристического направления, а также конкретный план маркетинговой и рекламной кампании для внутреннего и международного рынка. По ее словам, областным министерством экономики уже проведены предварительные переговоры с представителями нескольких компаний, предоставляющих такие услуги. Стоимость разработки стратегии по продвижению туристического направления на рынках ориентировочно может составить от 2 млн руб. Эта сумма определена с учетом сведений, предоставленных компаниями TMI (имеет опыт создания стратегий в ряде регионов России) и Rolland Berger Strategy Consultants (разработчик концепции развития туристско-рекреационных зон для Федерального агентства по особым экономическим зонам, в том числе для турзоны «Куршская коса» в Калининградской области, которая пока существует лишь на бумаге). «Нам нужен четкий маркетинговый план, своего рода руководство к действию, где и какой именно вид туризма следует развивать. Победителю конкурса предстоит непростая работа. Надо будет обобщить и проанализировать большой объем данных, сделать правильные выводы и предложить нам решение, что делать с туристической отраслью. Поскольку пока такого документа у нас нет, мы действуем преимущественно по наитию», -- объяснила г-жа Друтман.

Обзаводиться руководством к действию калининградским чиновникам следует пооперативнее. Если и дальше медлить, может так случиться, что туристам, приезжающим к Балтийскому морю, будет просто негде загорать. За последние 20 лет из-за экстремальных по силе штормов состояние побережья резко ухудшилось. Особенно это заметно в Светлогорске, Отрадном, Зеленоградске, а также на отдельных участках Балтийской и Куршской косы и в Пионерском (по сути, это главные места отдыха в области). Идет прогрессирующий отмыв и уменьшение ширины песчаных пляжей. Отмываемый песок уносит преимущественно в соседнюю Литву, где как раз знают толк в привлечении туристов.
Источник: Время новостей

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.