Новый интернационал

Этим летом в Калининграде широко отмечали 750-летие основания Кенигсберга – так этот балтийский город назывался до 1945-го. Готовились к празднику, как водится, авральным порядком. Но, в общем, он удался, все остались довольны. И не в последнюю очередь те, кто собирает в этом городе автомобили.

        С НЕМЕЦКОЙ ТОЧНОСТЬЮ. Десять лет в этом регионе работает закон об особой экономической зоне. За это время тут появились современные мебельные предприятия, заводы по сборке бытовой техники и электроники, агропромышленные фирмы; растет добыча нефти, «поднимаются» торговый и рыбный порты… Без перебоев работает и предприятие, которым гордятся все жители региона – автосборочный завод «Автотор». В арендованных цехах судоремонтного завода «Янтарь» собирают «трешки», «пятерки» и «семерки» БМВ, а на окраине, где раньше коптил небо секретный завод «Буммаш», теперь новое современное автосборочное производство. Из его цехов с интервалом в несколько минут выезжают и отправляются на площадку отгрузки новенькие автомобили КИА, «Шевроле», «Хаммер». Несколько месяцев назад здесь начали собирать лимузины и вседорожники самой престижной американской марки «Кадиллак».

        – К сожалению, недавно корейцы прекратили поставки комплектов для сборки очень популярного в России «КИА-Рио», – говорит исполнительный директор ЗАО «Автотор» Дмитрий Мартиди. – Вот заканчиваем сборку последней партии. Понятно – в Корее на смену пришло новое поколение «Рио». Будем ли его собирать здесь, в Калининграде? Насколько я знаю, переговоры идут, но решения пока нет. В одном из цехов мы продолжаем собирать «Маджентис» и «Карнавал» – они пользуются хорошим спросом. Свариваем, красим и собираем популярный «Спортидж» – комплектов хватит еще на год… Так что сообщения о «прекращении работы с компанией КИА» в некоторых СМИ сильно преувеличены. И не собираемся!

        Похоже, не собираются отказываться от сотрудничества с калининградским производителем и корейцы. Позади десять лет успешной совместной работы, а впереди амбициозные планы концерна «Хёндэ» (в его состав входит и компания КИА) – через несколько лет войти в тройку мировых производителей. Российский рынок – один из самых быстрорастущих в мире, но «осилить» его можно только в том случае, если имеешь сборочные предприятия здесь, в стране. Это в Сеуле поняли и официально признают. Сейчас есть проект по сборке «Спектры» в Ижевске, но его только-только запускают, и корейцы, по сведениям ЗР, продолжают интенсивные переговоры о сборке новых моделей, которые, возможно, появятся в ближайшее время на берегах Балтики. По одной из них – популярному вседорожнику – уже подписаны первые документы; в стадии разработки еще две модели. Мощности для их выпуска, как и квалифицированные кадры, в Калининграде есть.

        – Мы выполнили в первом полугодии наши планы по производству, – говорит председатель совета директоров «Автотор Холдинга» Валерий Соколов. – Но, к сожалению, не добились всего, чего хотели. Хотели (и могли бы!) собрать не 9 тыс. автомобилей КИА, а 15–20 тыс., но такое количество комплектов не в состоянии были поставить наши коллеги из Кореи.

        ПАРТНЕРЫ СТАРЫЕ И НОВЫЕ. Первым в России мультибрендовым сборочным предприятием калининградский «Автотор» стал шесть лет назад, когда кроме корейских малолитражек и вседорожников приступил к сборке немецких БМВ. Для этого в другом конце города выделили совершенно новый цех. Когда же в Калининград пришел «Джи-Эм», для сборки его автомобилей открыли еще один новый корпус. Сейчас оборудуют уже несколько.

        – Мы не делаем из этого никаких секретов – в ноябре в Калининграде начнется сборка нескольких моделей китайских автомобилей, – сообщает Валерий Соколов. – Но не надо думать, что мы собираемся менять партнеров. Все наши предыдущие договоры остаются в силе – мы будем продолжать сотрудничество и с БМВ, и с КИА, и с «Джи-Эм». Более того, готовы расширять существующий модельный ряд, увеличивать объемы. Почему не собирать у нас, скажем, вседорожник БМВ-Х5? Мы вышли с таким предложением, и в Мюнхене его сейчас рассматривают... Мы просто заинтересованы в увеличении числа партнеров.

        Автомобили китайского производства появились на многих рынках, в том числе и у нас, – объясняет выбор В.Соколов. – Не надо этого пугаться и пророчить скорую смерть отечественного автопрома, но и не замечать тоже нельзя. Пока в Россию «китайцев» везут малыми партиями небольшие, часто неспециализированные компании, которые берут ценой, но не могут обеспечить ни сервис, ни поставку запчастей. Мы же тщательно отбирали партнеров, модели и собираемся организовать не только их сборку и продажу через нашу дилерскую сеть, но и наладить полную систему техобслуживания.

        О китайском проекте пока известно не слишком много. В Поднебесной было создано несколько групп, в которых около года работали руководители «Автотора» разного ранга. В конце концов подписали четыре контракта. Первый и самый перспективный с точки зрения российского менеджмента – сборка легких грузовичков (грузоподъемностью до 1 тонны) компании «Юэцзин». По мнению наших маркетологов, спрос на такие машины составляет примерно 30 тыс. штук в год, и «Автотор» с этой моделью (как предполагается, ценой до 10 тыс. долл.) может попасть в точку. Первый грузовичок по планам сойдет с конвейера уже в ноябре, а в будущем году калининградцы хотят продать уже 5 тыс. таких «трудяг».

        Второй проект – сборка пикапов и вседорожников компании «Джонг Синг» (ZH Auto). Тут, правда, речь пока лишь об установочной партии в несколько сотен автомобилей – еще не совсем понятно, каким будет в России спрос на те же пикапы. Слишком это специфический автомобиль. Несколько месяцев назад, кстати, мы были на заводе этой компании в городе Баодин, и ее генеральный директор намекал на некие проекты по сборке машин в России… И вот, кажется, планы начинают воплощаться в жизнь.

        Еще один цех вскоре должен начать работу в Калининграде – по сборке китайских мотоциклов и скутеров фирмы «Гуовей». У этого проекта довольно много противников: мол, кто будет покупать мотоциклы в стране с холодной, снежной и дождливой погодой… Но давайте вспомним: лет пятнадцать назад в России продавали 1,5 млн. мотоциклов в год, да еще и очереди на них были! Но за это время климат у нас несильно изменился.

        …За забором автосборочного предприятия вовсю идет стройка – здесь будет завод по выпуску китайской бытовой техники: холодильников, стиральных машин, микроволновых печей и т.д.

        – Если сборку мотоциклов еще как-то можно объяснить, то это и вовсе не ваш профиль! Зачем это вам? – поинтересовался я у Валерия Соколова.

        – Вот вы и не правы! Самые именитые автопроизводители в мире выпускают под своим брендом мотоциклы, велосипеды и даже бытовую и прочую технику. Не стесняются – и процветают! Разве было плохо, когда ЗИЛ делал лучшие в стране холодильники? Тем более что для этих целей строится отдельный завод, и никто не думает собирать СВЧ-печи в одном цеху с автомобилями.

        Два года назад в интервью ЗР глава «Автотора» Владимир Щербаков обещал, что когда-нибудь в России появятся автомобили с такой торговой маркой на капоте. Кажется, так и будет: китайские грузовики хоть и сохранят свою собственную эмблему, называться будут «Автотор». Во-первых, потому что их собственное имя для русского уха не очень звучит. А во-вторых, здесь будут собирать уже российский автомобиль. Пусть и из иностранных деталей. Но по закону он – наш.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: За рулем

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.