Заложники рыбных войн

Еще два российских рыболовецких судна - траулер "Капитан Горбачев" и рефрижератор "Дмитрий Покрамович" - задержаны кораблями береговой охраны Норвегии. Скандал с "Электроном" получил неожиданное продолжение как раз в тот момент, когда в Калининграде начала работу российско-норвежская комиссия по рыболовству, которая должна решить спорные вопросы по использованию биоресурсов северных морей.

В понедельник Hорвежская береговая охрана задержала в 12-мильной зоне архипелага Шпицберген еще два российских рыболовецких корабля. Транспортное судно "Дмитрий Покрамович" было "поймано с поличным" в момент перевалки рыбы на траулер "Капитан Горбачев". Норвежцы обвиняют российских рыбаков в том, что те не уведомили о перевалке груза в рыбоохранной зоне.

По версии российских рыбаков, рассказывает "Время новостей", конфликт начался с того, что 24 октября к рыболовецким судам, которые уже трое суток находились в районе острова Медвежий, подошел корабль береговой охраны "Нордкап". Скандинавские инспекторы проверили трюмы и судовые журналы и объявили, что траулер и рефрижератор арестованы. Причиной задержания стало то, что рыба перегружалась с "Капитана Горбачева" на "Дмитрия Покрамовича" без подачи официального уведомления: норвежский закон, оказывается, требует, чтобы рыбаки сообщали властям о перемещениях улова с судна на судно. После наложения ареста российским кораблям было приказано следовать в порт Тромсе. Однако рыбаки сочли, что это требование является "неправомерным", и встали на якорь, отказавшись подчиняться приказам инспекторов. Гендиректор государственного предприятия "Архангельский траловый флот" (владелец "Капитана Горбачева") Юрий Никулин заявил: "Наши суда никогда до этого не уведомляли норвежцев о начале разгрузки. Это их новоизобретение. Российские суда пользуются в этом районе точно такими же правами, как и норвежские".

В целом, отмечает "Российская газета", российские рыбаки расценили действия норвежцев как вооруженный захват.

Остров Медвежий входит в группу островов, самый крупный из которых - Шпицберген. В 1977 году Норвегия в одностороннем порядке приняла решение установить вокруг Шпицбергена рыбоохранную зону, поясняют "Новые Известия". Однако Россия отказалась признавать это решение. Поэтому, когда задержанным русским судам приказали направиться в ближайший порт Норвегии, капитаны отказались выполнять требования.

Руководство компании "Мурманрыбпром", которой принадлежит рефрижератор, уже направило в российское Федеральное агентство по рыболовству протест в связи с действиями норвежской береговой охраны.

Как объяснили "Коммерсанту" в Архангельском траловом флоте (АТФ) и "Мурманрыбпроме", по международному законодательству уведомление о перегрузке рыбопродукции необходимо лишь при заходе судна в территориальные воды Норвегии, то есть в трехмильную зону вокруг острова Медвежий. В данном же случае, утверждает российская сторона, задержание кораблей проходило за ее пределами в международных водах.

Официальную позицию норвежской стороны изложил командующий эскадрой северной береговой охраны Норвегии Стив Олсен. Он рассказал газете "Ведомости", что в субботу инспекторы береговой охраны проводили обычную проверку двух судов "Капитан Горбачев" и "Дмитрий Покрамович". В это время с траулера "Капитан Горбачев" на транспортный корабль "Дмитрий Покрамович" перегружалась рыба. Инспектора велели капитанам прекратить погрузку, а в понедельник, когда вся рыба была перегружена на борт "Дмитрия Покрамовича", арестовали эти суда за то, что они не уведомили власти о перегрузке.

Однако рыбопромышленники Мурманской области в один голос утверждают, что норвежцы установили свои промысловые требования в одностороннем порядке, а российские суда ловят рыбу в этом спорном районе Шпицбергена в соответствии с российским законодательством. Из-за такой неопределенности они несут весьма ощутимый ущерб.

По странному совпадению, задержание "Дмитрия Покрамовича" и "Капитана Горбачева" произошло в день открытия российско-норвежской комиссии по рыболовству, заседающей в Калининграде. "Мурманрыбпром" уже направил участникам заседания обращение с протестом против действия норвежской стороны. Российские рыбаки считают, что норвежцы пытаются отыграться за неудачную попытку задержания мурманского траулера "Электрон" и показать россиянам, кто хозяин в спорной зоне рыболовства. По их мнению, уведомлять о перевалке рыбы в этом районе россияне норвежцев не обязаны.

В Калининграде ничто не предвещало нового скандала, пишут "Новые Известия". Участники комиссии подчеркивали, что намерены обсуждать только квоты на вылов рыбы и условия труда рыбаков двух стран - не более.

Тем не менее, затронуть проблему пришлось. Россия считает, что Норвегия самостоятельно, без консультаций с нашей страной устанавливает правила лова в акватории, прилегающей к Шпицбергену. Скандинавы же упирают на то, что необходимо установить барьеры на пути незаконного промысла, чтобы устранить угрозу рыбным ресурсам.

Однако заместитель министра рыболовства и береговой службы Норвегии Йорну Крог считает, что отношения двух стран в целом вследствие столь незначительного конфликта не пострадают.

Кроме того, как сообщают информагентства, два российских судна уже сегодня могут быть отпущены из-под ареста. Об этом РИА "Новости" сообщил пресс-секретарь посольства РФ в Норвегии Алексей Шадский.

Правда, передает радио "Маяк", вице-губернатор Шпицбергена заявил, что корабли береговой охраны не позволят российским судам покинуть территориальные воды Норвегии до тех пор, пока не завершится расследование инцидента. По его словам, суда будут отпущены, только если российская сторона даст гарантии выплаты штрафа, который, видимо, будет на них наложен.
Источник: СМИ.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.