Марк Балановский: с января в регионе заработает новая коммунальная монополия

Марк Балановский
Все новости по теме: Коммунальные проблемы

С 1 января 2016 года система обращения отходов в Калининградской области будет существовать по новым правилам. О том, как это отразится на рядовых потребителях и компаниях, вовлеченных в этот «мусорный» бизнес, корреспондент «Нового Калининграда.Ru» поговорил с заместителем председателя саморегулируемой организации «Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области» Марком Балановским.

85% мусора отправляется на экологически вредные свалки

— 1 января 2016 года в Калининградской области должны произойти глобальные изменения в системе обращения с отходами. Каким образом сейчас выстраивается схема взаимодействия между населением, промышленными предприятиями и компаниями, которые собирают, перевозят и принимают мусор?

— Чтобы люди начали понимать ситуацию в комплексе, необходимо уяснить следующее. Полигон ТБО, или свалка, или перевозчик — это одно из звеньев, причем самые важные. Но перспективы развития этой отрасли находится в иной плоскости. Калининградская область, ввиду нашего географического положения, — очень особенная, и те решения, которые приемлемы в других регионах России, для нас не подходят. В связи с чем наше отраслевое сообщество намерено развернуть ситуацию таким образом, чтобы система обращения с отходами была экологически безопасной и экономически эффективной.

На самом деле законы меняются не с первого января будущего года, они уже кардинально поменялись 29 декабря 2014 года. В этот день был принят 458 федеральный закон, который если не полностью, то на 2\3 перекраивает национальную систему обращения с отходами и обеспечения экологической безопасности в этой сфере. Этот закон разрабатывался семь лет, и профессиональное сообщество переработчиков отходов ожидало, что на выходе он будет несколько иным. В итоге работаем с тем, что есть. При этом годом ранее были приняты поправки в закон об охране окружающей среды и правила обращения с отходами, которые положили начало регулированию системы работы полигонов. До ужесточения правил по ведению государственного реестра объектов размещения отходов любая организация, государственная или частная, могла взять кусок земли, поменять его вид использования на «земли промышленного назначения» и устроить там свалку твердых бытовых отходов.

Кстати термина «твердые бытовые отходы» как такового уже не существует. Сейчас это все называется «твердые коммунальные отходы». Раньше смотрели на то, от кого образовывается мусор, как на результаты потребления жизнедеятельности человека. Например, офисный мусор попадал в категорию промышленных отходов, но по своему составу он был бытовым. Поэтому решили унифицировать и назвать это твердыми коммунальными отходами.

Так вот, уже сейчас так просто создать и эксплуатировать свалку, вывозить на нее мусор нельзя. На данный момент в области можно законно вывозить только на полигоны, включенные в госреестр, а значит, не оказывающие негативного экологического воздействия. Это современный полигон, принадлежащий ГП КО «Единая система обращения с отходами» в поселке Барсуковка (Неманского района — прим. «Нового Калининграда.Ru») и другой в поселке Жаворонково (Гусевского городского округа — прим. «Нового Калининграда.Ru»), находящийся в распоряжении МУП Гусевского района «Утилизация мусора». Это конечные звенья в цепи переработки мусора, которые могут принять не больше 10-15% производимого объема образующихся коммунальных отходов Калининградской области. Всего в год в регионе образуется порядка 750 тысяч кубических метров. Это и коммунальные, и промышленные, и прочие отходы.

— Так если два полигона принимают только максимум 15% образующегося мусора, остальные 85% как и куда утилизируются?

— Вопрос серьезный. Об этом мы говорили начиная с 2012 года, еще при принятии второй областной программы по обращению с отходами на 2012 — 2016 годы. В связи со сменой законодательства в 2014 году разрабатывается новая региональная программа на период до 2020 года. В данный момент 85-90% отходов размещаются на полигонах, оказывающих негативное воздействие. По сути те, кто размешают мусор на такие свалки, должны платить в 25-кратном размере за негативное воздействие на окружающую среду. Сейчас из-за сложностей правоприменительного характера эта ситуация находится в подвешенном состоянии. Когда же с 1 января придет региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, он должен будет везти отходы только на эти два полигона.

Всего же на данный момент в регионе существует 9 свалок, все они лицензированы. Только две названных включены в госреестр. Есть масса перевозчиков. Наиболее заметны и активно развиваются из них около 40 компаний. Но точное количество посчитать никто не может. При этом все они к 1 января будут учтены, когда подадут документы на лицензирование своей деятельности. С этой даты вводится лицензирование всех этапов деятельности по обращению с отходами: сбор, транспортировка, обработка, утилизация, размещение и обезвреживание.

Транспортировка мусора — это одна из самых динамично развивающихся сфер бизнеса в регионе. На это влияет простота начала или входа на рынок подобных услуг: купил мусоровоз, заключил договор с полигоном — и работай. Поэтому сейчас любой предприниматель возит мусор, куда ему ближе, выгодней, дешевле.

Когда начнется лицензирование, многое изменится. На рынок могут выйти те же управляющие компании, которые уже занимаются складированием мусора. Тогда к этим 40 прибавится еще 50-80 компаний, фирм. Но даже если управляющие компании не будут лицензировать перевозку отходов, они будут обязаны подать документы на лицензирование первичного сбора мусора — размещение контейнерных площадок.

0NEV6614.jpg

С 1 января заработает региональный оператор

— Многократно вы упоминали в своем описании будущей системы обращения с отходами некоего регионального оператора. Что это за институт и зачем он нужен?

— С 1 января должен появиться региональный оператор. Схема полностью меняется. Вне зависимости от того, как управляется дом: через ТСЖ или управляющую компанию, все его жители будут платить тариф региональному оператору. Это будет касаться и маленькой деревушки в Нестеровском районе, и непосредственно Калининграда. Все деньги населения пойдут региональному оператору. Сейчас есть только тариф на услуги полигонов и свалок. Остальное регулируется рынком и конкуренцией. В новой ситуации будет установлен экономически обоснованный тариф Региональной службой по тарифам. Его будет контролировать государство. Называться он будет «Тариф на услугу единого оператора». Утвержден он будет не с первого января, а, скорее всего, не раньше первого июля 2016 года. За это время, полгода работы, он сможет посчитать свои расходы и экономически обосновать свои расходы.

— Есть ли уже сегодня представление о том, каким образом будет формироваться тариф на услуги регионального оператора?

— Сложность момента в том, что базовых цифр, от чего можно оттолкнуться, нет. В тех регионах, которые ввели плату за утилизацию мусора еще до принятия этого закона о введении единого регионального оператора, тариф был значительно выше. При этом в 3-5 раз выше по сравнению с тарифом на обычное размещение на свалке. Например, цена услуги свалки стоит 80 руб. за кубический метр отходов, на полигоне — 120-150 руб. за кубический метр отходов. Обычный рейс стандартной семикубовой «кески» стоит 2500 — 3000 рублей. Соответственно, плата за размещение этого объема мусора — 500 рублей. Все остальное — транспортная составляющая. В будущем цена на размещение расти не будет. Если и будет, то только в пределах инфляции. Весь вопрос будет связан с транспортировкой отходов. Потому что, например, из Балтийска необходимо будет везти в Жаворонково или с Куршской косы в Барсуковку — это от 80 до 120 км. Сейчас экономически оправданное плечо — тридцать километров, а по факту кто-то возит в район поселка им. А. Космодемьянского, кто-то возил в Аистово, Гурьевский район, кто-то возил в Корнево или Долгоруково. При этом калининградские компании в Долгоруково мало возили. На эту свалку ездили машины из Правдинска, Багратионовска.

После того как будет установлен тариф и начнут поступать средства, региональный оператор на конкурсной основе будет нанимать лицензированных перевозчиков. Он также будет платить за услуги переработчикам отходов. Раньше это звено было необязательным. Если и было, то хорошо. Можно было «зеленый флажок» поднять и порадоваться: «Ребята, мы за экологию».

— Региональный оператор со временем может стать владельцем всех полигонов и заниматься только приемкой мусора. Почему региональному оператору будет выгодно вкладываться в переработку мусора?

— Нюанс какой. Если раньше у государства был приоритет подальше увезти мусор и безопаснее его разместить. То есть все было направлено на полигоностроительство, в лучшем случае. То с принятием 458 федерального закона приоритет изменился в сторону переработки. Сейчас правительство Калининградской области, которое будет выбирать регионального оператора, заключая с ним договор, должно будет внедрять и обеспечивать 5% переработки отходов ежегодно. Это заложено в государственной политике и федеральном законодательстве. Соответственно, в этой цепочке «человек — перевозчик — полигон» появляется переработчик.

Другой немаловажный фактор — это возможность дальнейшего использования переработанного материала. Ведь половина мусора Калининграда — это всевозможная упаковка: ПЭТ, пластик, пленка, различные виды макулатуры, жесть — годится в переработку. Возьмем простую практическую ситуацию. Необходимо отвезти 100 кубометров мусора. Для этого потребуется определенное количество транспорта. Если же внедрить раздельный сбор отходов, как это уже сейчас налаживается в Калининграде при участии нашего профессионального сообщества, то переработчик, а в будущем — региональный оператор, значительно сокращает расходы на транспортировку. Объем вывозимого мусора уменьшится и после прохождения его через сортировочную станцию. Таким образом, сумма транспортных издержек будет уменьшаться, а значит, снизится и цена услуги для конечного потребителя. С другой стороны, будет расти экономическая база переработчиков отходов, увеличится число рабочих мест, занятых в этой сфере, возрастет доля передовых технологий, используемых на каждом этапе обращения с мусором.

Конечная цель этого проекта — как можно больше переработать отходов в товарную продукцию. Потому что вывезти отходы из Калининградской области нельзя, за исключением самых простых отходов: бумаги, пластика, пленки. Та же пленка уже сейчас успешно вывозится в страны Прибалтики, Германию и Польшу. Что-то более серьезное уже вывезти нельзя. Такие отходы, как шины, масла, отходы автотранспорта — их нужно перерабатывать здесь.

0NEV6632.jpg

— Какие требования должны выполнить компании, чтобы стать региональным оператором?

— Что касается статуса регионального оператора. Правила его выбора, утверждаемые Правительством России, четко дают понять, что это должна быть частная структура. Поэтому муниципалитет или такая общественная организация, как наша, не сможет создать такой институт и принять участие в конкурсе. Перед коммерческой структурой, которая будет допускаться до конкурсных процедур, выдвигается два требования. Во-первых, она должна иметь производственные мощности для переработки 50% отходов, которые образуются в регионе. Если бы можно было участвовать общественным организациям, то мы бы участвовали, у нас есть такие мощности. В нашу структуру входит 43 юридических лица и индивидуальных предпринимателя, каждое со своим производственным потенциалом. Во-вторых, она должна иметь большой автопарк для вывоза отходов. Либо это должна быть богатая организация, которая будет покупать безотзывные банковские гарантии в размере 40% от годового оборота и, соответственно, деньгами гарантировать свою добросовестность.

— Если переводить эти требования на калининградские реалии, то оператором мог бы стать самый крупный игрок на рынке обращения с отходами?

— Потенциально, да. Но в регионе нет компаний, удовлетворяющих всем перечисленным требованиям. При этом выбор должен быть сделан не 31 декабря, гораздо раньше, чтобы компания смогла подготовиться к работе.

Есть сейчас варианты, что придет в регион какая-то крупная компания из другого региона. Например, предприятия из Санкт-Петербурга очень мощные. Еще очень важно, как территориально нарежут зоны действия операторов. Например, могут объединить несколько федеральных субъектов в одну зону действия. Если весь Северо-Запад России объединят, тогда надо смотреть по регионам. Те же питерские объемы — они такие же, как и у всех остальных вместе взятых (Ленинградская область, Карелия, Архангельская область и т.д. — прим. «Нового Калининграда.Ru»). Для начала работы в таком режиме нужны соглашения между правительствами регионов о том, что кто-то из другого субъекта РФ зашел на рынок коммунальных услуг третьего. В этом есть риски. На стадии выбора регионального оператора они обсуждаются на встречах рабочей группы при министерстве ЖКХ и ТЭК Калининградской области.

— В министерстве есть понимание по срокам и процедуре проведения конкурса, когда и как он точно должен произойти?

— Точно в этом году, чтобы уже 1 января было известно, какая компания это будет. В министерстве, как ответственному за разработку и реализацию областной целевой программы по обращению с отходами, за выбор оператора, определению территориальных зон, выбран принцип открытости. Поэтому есть рабочая группа. Наш Союз инициировал ее создание при министерстве ЖКХ и ТЭК. В итоге все мероприятия проходят гласно. В самой группе есть представители и депутатов, и чиновников, отраслевое сообщество, эксперты, общественные организации. Проекты постановлений, возможные решения — все это обсуждается на рабочей группе. Сам конкурс также пройдет в открытом режиме. В комиссию войдут не все участники рабочей группы, но представители от общественных объединений там должны быть.

— 1 января региональный оператор будет выбран и начнет свою деятельность. Рано или поздно встанет вопрос о появлении больших перерабатывающих мощностей, завода, комплекса предприятий. Какие-то шаги делаются в этом направлении?

— Они, конечно же, предпринимаются. В наш Союз входит 43 организации. В итоге наш регион является одним из лидеров в сфере переработки отходов в России. В целом можно назвать на сегодняшний момент три ведущих объединения в этой сфере. Это Союз экологов Северо-Запада России, наше калининградское объединение и Кузбасская ассоциация переработчиков отходов. В первую входят самые крупные компании Санкт-Петербурга и Ленинградской области с их многомиллиардными оборотами, Кузбасская ассоциация работает при полной поддержке губернатора Амана Тулеева. В Калининграде все идет от предприятий малого и среднего бизнеса.

Еще необходимо понимать, что в регионе отсутствует единый орган в лице департамента или комитета по экологии, который бы отвечал за экологическую политику. Надзор есть, а политики по отходам нет. Поэтому сейчас в регионе перерабатывается, по разным видам отходов, от 0,5 до 1,5% отходов. По нефтесодержащим и кровельным отходам — это 10-15%, автомобильные шины — 2-3%, а вот электробытовой лом, некоторые виды промышленных отходов — это 0,001%. При этом перерабатывающие мощности наших инновационных, высокотехнологичных предприятий могут перерабатывать в разы больше, чем есть сейчас. Средняя загрузка предприятий в настоящий момент — 5-10%. Это происходит из-за того, что производителям отходов дешевле загрузить их в контейнер и отвезти на полигон. Но ситуация меняется. Увеличиваются штрафы за неправильное обращение с отходами. Если он раньше составлял от 10 до 30 тысяч, то сейчас средний размер взыскания по подобным административным правонарушениям — от 150 до 500 тысяч рублей. Плюс к этому приостановление деятельности в административном порядке. Это действующая практика, которая будет расширяться.

Работает на увеличение глубины переработки. И наши совместные с администрацией города усилия по созданию централизованных площадок по раздельному сбору отходов. Там, где площадка будет небольшая, поставим только контейнеры, человек не задействован. На таких будет приниматься бумага, стекло, ветошь, полиэтилен, пластмасса. Там, где места будет достаточно, организуем прием с помощью операторов: электробытового лома, шин, аккумуляторов, мебели.

В большей степени мы рассчитываем на появление большого по площади комплекса перерабатывающих предприятий, собранных на одной промплощадке. Сейчас есть крупный инвестор, который имеет высокую степень проработки решения по данному проекту, с которым у нас заключено соглашение о сотрудничестве. В любом случае все новые полигоны, которые будут строиться, должны иметь мусоросортировочные линии. В итоге, как только будет поток отсортированного мусора, так сразу возникнет индустрия по переработке его в полезные фракции.

— Есть информация о том, что регион якобы не успеет подготовиться к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года из-за того, что не будут готовы в достаточном количестве полигоны для приемки отходов. Какие у региона есть обязательства перед FIFA в плане строительства инфраструктуры для работы с отходами?

— В областной программе по развитию системы обращения с отходами до 2016 года был предусмотрен раздел подготовки города к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. В нем было прописано требование про «ноль отходов». Но этот принцип — «ноль отходов» — должен соблюдаться только в отношении мест, где будут расположены объекты для проведения игр: стадион, тренировочные базы. Там должен быть предусмотрен раздельный сбор мусора, ноль выброса. Нюансов много.

Поэтому велика роль инвесторов, которые будут строить те же полигоны, министерства ЖКХ. Они должны прийти как можно быстрее к соглашениям и начать строить полигоны в поселках Марийское и Чехово Багратионовского района и поселке Сычево Зеленоградского района. Это рядом со свалкой в Круглово. Эти два участка целенаправленно сформированы, в Марийском, насколько мне известно, прошел первый этап государственной экологической экспертизы. Строиться они будут с учетом всех последних экологических требований и по самым современным практикам. Наш Союз будет обязательно сопровождать эти проекты. Если по полигонам в Сычево или в Голубево будет принято решение строить их без сортировки и переработки отходов, то будем выступать категорически против. Потому что чемпионат-то пройдет, а дальше нам с его наследием жить. При том, что в Калининградской области осталось всего три земельных участка, пригодных для размещения современных полигонов: Сычево, Марийское, Голубево. Есть требования по расстоянию от жилой зоны, плюс необходимость сформировать сразу большой массив земли. В Марийском там уже частная земля, 100 гектаров под этот проект выкуплено, в Голубево сформирован участок в 112 гектаров, в Сычево примерно 40 гектаров зарезервировано региональными властями. Причем в Голубево и Сычево — это областная земля, а полигоны будут строиться по принципам государственно-частного партнерства. В каком виде, пока никто не знает. Конкурс отыгрывался пока только по Сычево, но он прошел безрезультатно. В Марийском владеющая им частная организация берет на себя повышенные экологические обязательства и обязуется внедрить технологии по переработке.

— Не раз вы говорили о наличии инвесторов, желающих развивать проекты, связанные с переработкой отходов. Это местные компании или федеральные игроки?

— Это, конечно, компании федерального уровня. Подобные проекты требуют многомиллиардных вложений, для местных предпринимателей они неподъемны. Прихода таких компаний, на мой взгляд,бояться не стоит.

0NEV6624.jpg

Вместо десятков ответственных — один: областное правительство

— Каким образом будет регулироваться вывоз мусора, установка контейнерных площадок в садовых некоммерческих товариществах после введения новых правил обращения с отходами в регионе?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с таким понятием, как территориальная схема обращения с отходами. В соответствии с ней и будет работать региональный оператор. Для ее подготовки в июне-июле проходила инвентаризация мест образования отходов. Все они были зафиксированы и отображены на специальной карте. Если где-то имеется «нелегальщина»: нет контейнерной площадки, нет контейнеров, то это в садовых некоммерческих товариществах (СНТ). Большинство СНТ не приняло участие в этой инвентаризации. Поэтому их на данный момент нет в территориальной схеме. Соответственно региональный оператор не будет организовывать вывоз мусора с данной территории. Если садовое товарищество декларирует наличие контейнерной площадки, то оно должно подать соответствующие документы в органы местного самоуправления. СНТ само должно побеспокоиться о том, чтобы попасть в территориальную схему. Потом по этой схеме органы муниципального контроля будут проверять наличие договора и ситуацию по вывозу мусора. В данный момент этим занимаются органы муниципального контроля Они и сейчас совершают адресные рейды и проверяют, есть ли контейнеры, вывозится ли мусор.

Вопрос установки контейнеров, в теории, регулируется определенными санитарными нормами и правилами. В них прописано, какая должна быть контейнерная площадка, на каком отдалении от дома, на каком земельном участке, на каком основании должна стоять, какой должен быть забор, как часто должен вывозиться мусор. При этом есть два калининградских нюанса. Первый: треть всех контейнеров в Калининграде установлены без оформления соответствующих документов. Просто потому, что там если и возможно выдержать СанПиН по удаленности от домов, то нет свободной земли. Очень много смежных прав.

При этом СанПиН не учитывает факт раздельного мусора. Он продолжает оперировать к процессам, которые предполагают, что весь мусор складывают в один контейнер. В той же Европе возле каждого дома стоят контейнеры. Если человек сам разделяет мусор и распределяет по контейнерам, то нагрузка на окружающую среду минимальна. С них ничего не выделяют, с них ничего не испаряется, но ничего этого не прописано в санитарных правилах.

— Каким образом будут распределены полномочия между муниципалитетами и областным правительством в связи с новой схемой обращения с отходами?

— До декабря 2014 года вся полнота полномочий по обращению с отходами лежала на органах местного самоуправления: администрациях городов, поселков. При этом правительство осуществляло общее регулирование данной сферой. В данный момент произошло перераспределение этих полномочий. Теперь не бедные муниципалитеты, у которых не было достаточных средств для обеспечения качественной работы по обращению с отходами, всем этим занимаются. Функции переданы на уровень правительства Калининградской области, в министерство ЖКХ и ТЭК. Теперь, вместо десятков и сотен ответственных, за это отвечает министр ЖКХ региона.

— Готова ли законодательная база на областном уровне для обеспечения условий работы регионального оператора?

— Нет. Не принято ни одного законного и подзаконного акта. В областном парламенте сейчас в первом чтении рассматривают региональный закон об обращении с отходами. Ближе к зиме будет утверждена областная программа и территориальная схема по обращению с отходами. Все эти документы торжественно вручаются региональному оператору, который по ним и будет организовывать свою деятельность.

— Региональный оператор — это частная компания. Никто не застрахован от того, что она начнет недобросовестно выполнять свои обязанности. Возможна ли будет смена оператора?

— По закону региональный оператор назначается на срок не менее десяти лет. После его выбора с ним будет заключен договор на определенных условиях. В случае их неисполнения возможность расторжения отношений будет предусмотрена. Региональный оператор — это не безусловная монополия. Но более подробно о процедуре мы сможем узнать только после того, как будет окончательно доработано положение о региональном операторе. Правила, нормы, критерии должны утвердить на федеральном уровне. Поэтому есть опасения,что вся затея с региональным оператором может превратиться в финансовую пирамиду. Потому что, если у оператора нет своих производственных мощностей, своего большого автопарка, то он представляет банковскую гарантию, и под нее в течение трех лет может собирать с населения средства и ничего не делать. Он может заключить инвестиционное соглашение с правительством о том, что через три года будет построен мегазавод по утилизации и переработке мусора. Может пообещать и не построить. Проверить и воздействовать на такую компанию никто не сможет в течение трех лет. Потому что есть закон о защите прав юридических лиц.

При предыдущем губернаторе Георгии Боосе уже была попытка завести эту работу на одного оператора. Он пытался пролоббировать приход в регион единственного крупного оператора. Они пришли, заявили, что «всех построим, уходите, если не согласны, что наша компания будет диктовать свои условия». Они действительно попытались завести на себя все договора по отходам и построить якобы какой-то мегазавод. Для того чтобы этого не произошло, существует много фильтров: областная Дума, правительство региона, отраслевой Союз.

Они помогут внести необходимые правки в положение «О региональном операторе», позволяющие прописать необходимые показатели, которых должна будет достичь федеральная компания через полгода, год, три года. Если сроки будут нарушены, то договор расторгнут.

— В июле 2016 года, в связи с вводом очистных сооружений Калининграда, будет повышен тариф в регионе на водоотведение. В эти же сроки повысятся ставки на услуги регионального оператора. Нет опасений по поводу неплатежей и недовольства потребителей.

— Все будет точно так же. Институт регионального оператора не является чем-то принципиально новым. Он начинает работу по уже готовым схемам. В его случае — это единый договор на оказание услуг. Региональный оператор по закону не сможет уклониться от его заключения. Это будет публичный договор возмездного оказания услуг. Все то же самое, что с естественными монополиями. Договор единый и публичный. По Гражданскому кодексу, оказанная услуга должна быть оплачена.

Другой вопрос, насколько тариф на водоотведение будет увязан с необходимостью экологически безопасной утилизации иловых осадков, которые будут образовываться в огромных количества. В СМИ регулярно появляется информация о том, что очистные сооружения не выполняют свою основную функцию. Основная причина — это неправильная эксплуатация, а для того, чтобы они работали, не достаточно только оборудования. Необходимы подготовленные кадры, а их сейчас нет, что также характерно для всей сферы обращения с отходами.

— В связи с формированием новой системы работы с отходами потребуются десятки и сотни новых специалистов. Есть ли в стране, Калининградской области вузы, которые обучают по этим профильным программам?

— Все это только восстанавливается в стране и нашем регионе. Последний выпуск в стране специалистов такого профиля был подготовлен в 1984 году. Сейчас КГТУ формирует программы по обучению специалистов высшего образования по специальности «Обращение с отходами». Важна подготовка и среднего персонала, и инженерной квалификации. Главное, учить будущих студентов на самом современном оборудовании и технологиях. При этом далеко за передовым опытом ездить не надо. Например, Польша на сегодняшний день является одной из самых «продвинутых» в Евросоюзе по части системы обращения с отходами. Отмечу, что у них, так же, как и у нас, никогда не было современной системы обращения с отходами. И в отличие от Германии, где отрасли 50 лет, их опыт насчитывает всего одно десятилетие. Но они приобретают и внедряют самые современные технологии.

Фото — Виталий НЕВАР, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Станислав Пахотин

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.