Тарифы оказались не так важны

Все новости по теме: Калининградский транзит
Трансъевропейский транспортный коридор дополнится для России водным путем через Литовскую Республику для грузовых рейсов. Тянувшиеся два года дебаты об условиях железнодорожного транзита в балтийские порты закончились решением Министерства транспорта РФ выравнять с 1 января 2006 года транзитные тарифы.

Одновременно с унификацией тарифов будет отменен так называемый понижающий коэффициент на транзитные перевозки ряда грузов в адрес российских портов. Эти меры узаконены соглашением, подписанным в Паланге на IV заседании российско-литовской межправительственной комиссии в рамках проекта «2К» (развитие российского Калининградского и литовского Клайпедского портов на взаимовыгодных условиях). В числе прочих договоренностей документ регламентирует упрощение таможенных процедур. В результате порты Клайпеды и Калининграда смогут поделить между собой грузопоток из стран СНГ в Европу.

Проектом очень интересуется Евросоюз. Европе не нравится «морское» противостояние России и Литвы: они хотят, чтобы им были доступны все порты на Балтике. Правда, министр транспорта РФ Игорь Левитин отметил на заседании в Паланге, что стороны пока еще по-разному понимают проект «2К» и его значение: «Выравнивание тарифа поставит российские порты на Балтике в равные конкурентные условия с портами других стран. В будущем году мы запускаем линию Усть-Луга – Балтийск, и Клайпеда будет логическим звеном этой цепочки». Министр подчеркнул важность развития портов, адаптируя их к вступлению в ВТО». «Надо сохранить существующую систему транзитов», – подчеркнул на встрече министр иностранных дел Литвы Антанас Валенис.

Текст многострадального соглашения был утвержден еще в июле, но из-за разногласий никак не подписывался. С литовской стороны не раз высказывались опасения, что проект «2К» позволит России контролировать транзит через Литву. Соглашение, подписанное в Паланге, дает возможность примирения. «Мы им (Клайпедскому порту. – «НГ») даем транзит, но не трогаем их белорусские грузы», – сказал Игорь Левитин.

Транзит Клайпеды составил в прошлом году 33% всех грузов, из которых 20% – белорусские, а лишь 5% – российские. И открывшийся в июне этого года морской транзитный коридор через Калининград составил определенную конкуренцию Клайпеде, сдвинув переговоры с места. Строительство российских портов в Финском заливе может лишить порты Прибалтики части грузов. Республики СНГ выдвигают свои требования. Впрочем, не все требования СНГ приняты. «Тариф на транзит казахского зерна с 2006 года будет снижен на 10% с целью защиты российского производителя», – пояснили в Минтрансе. На вопрос «НГ», в чем же здесь «защита», чиновник пояснил, что Казахстан настаивал на 30-процентном понижении ставки: «Ведь могли бы понизить на 25%».

Получается, главнее тарифов сохранение транспортной схемы и ее модернизация с учетом интересов всех сторон. «Важно, чтобы Калининград и Клайпеда были конкурентоспособными по отношению к портам третьих стран при вступлении в ВТО», – пояснил в интервью «НГ» гендиректор Клайпедского порта Сигитас Добилинскас.
Источник: Независимая газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.