Калининграда век недолог

Жители западного анклава России могут лишиться льготных иномарок

Правительство продолжает перекрывать кислород импорту подержанных иномарок в Россию. На сей раз угроза нависла над жителями Калининграда - не исключено, что уже с Нового года область лишится льгот на ввоз подержанных автомобилей из Европы. По крайней мере, эти льготы не предусмотрены в новом законопроекте об Особой экономической зоне (ОЭЗ), который сейчас рассматривает Госдума.

Льготам не быть

По словам губернатора Калининградской области Георгия Бооса, поправка о сохранении льгот для автомобилей все-таки была внесена, но положения она не спасет. "Мы сохраняем поправку о льготной растаможке. Однако она будет носить формальный характер, и, скорее всего, в будущем нам придется от нее отказаться", - заявил губернатор.

Ситуация с Калининградом до боли напоминает события на Дальнем Востоке: в отрезанном от остальной России регионе практически весь автопарк представлен "пожилыми" иномарками, а средний месячный доход населения не превышает 300-400 долларов. Приобрести новую иномарку, пусть и местного производства, может позволить себе меньшинство: во-первых, выпуск бюджетных Kia Rio на "Автоторе" прекращен, и на конвейере остались только относительно дорогие модели, а во-вторых, почти вся продукция завода идет прямиком в Россию. Местные автолюбители вынуждены довольствоваться "старичками" из Литвы и Польши, на которые не распространяется неподъемная общероссийская пошлина в размере 2-3 евро с "кубика".

Напомним: право беспошлинного ввоза некоторых категорий товаров (в том числе и автомобилей) Калининграду дает статус ОЭЗ. Сейчас иномарка старше семи лет с объемом мотора 1,5 литра имеет там таможенную стоимость 1650 долларов. Для жителей остальной части России такой же автомобиль обходится в 4040 долларов. Этим преимуществом могут воспользоваться только жители области: оформляя автомобиль по низким тарифам, калининградцы имеют право выезжать на нем в другие регионы, однако не более чем на два месяца. Иначе автомобиль подлежит растаможке "на Россию" по общим правилам. Продать машину по доверенности, поменять или подарить ее за пределами области также не удастся - соответствующая отметка ставится в ПТС и свидетельство о регистрации.

Нужен компромисс

Чиновники оправдывают отмену льгот желанием стимулировать экономику Калининграда. С ними согласны и некоторые аналитики. "То, что хотят отменить льготную растаможку, в том числе и автомобилей, - правильно, - считает руководитель Центра анализа полюсов роста и СЭЗ Института экономикики РАН Наталья Смородинская. - Сейчас Калининград представляет собой огромную "валютную трубу". Область фактически превратилась в перевалочный пункт для импорта товаров из-за границы; собственная же экономика быстро растет, но не развивается". Однако ликвидация льгот на иномарки, по ее словам, неизбежно разрушит рынок, за счет которого существует не одна тысяча калининградцев. "Следовательно, правительство должно найти какие-то компромиссы", - считает Смородинская.

Отсчет пошел

Другие эксперты видят в отмене льгот очередную попытку поддержать местного производителя, то есть "Автотор". Но предприятие едва ли нуждается в защите: завод не выпускает автомобили, которые могли бы конкурировать с подержанными иномарками из Европы. Попытки оградить "Автотор" от мнимой угрозы предпринимались и ранее - так, в 1998 году в области начали действовать квоты на ввоз некоторых товаров. Чтобы получить право ввезти автомобиль, нужно было заплатить определенную сумму. На практике это привело не к пополнению местного бюджета, а к обогащению небольшой группы предпринимателей, занимающихся оптовой скупкой и перепродажей квот.Кстати, местные дельцы уже активизировались: по данным "Газеты", ажиотажный спрос на последние "льготные" авто привел к тому, что квота на один автомобиль уходит с аукциона за 1500 долларов, а то и за большую цену.

Некоторые аналитики считают, что принятие закона без соответствующей поправки может спровоцировать в Калининграде тот же сценарий, что и во Владивостоке, - автолюбители просто выйдут на улицы. Кроме того, отмена льгот неизбежно приведет к общему старению автопарка. Как сообщил "Газете" председатель калининградского отделения Движения автомобилистов России Сергей Боярских, единственной альтернативой дешевым "семилеткам" могут стать новые иномарки, стоимость которых велика, но и качество выше. "На отечественные машины мы пересаживаться не станем, - говорит правозащитник. - В Калининграде иномарки составляют 95 процентов от всего количества транспортных средств, и любовь к российским автомобилям нам не привить. Так что, скорее всего, на чем сейчас ездим, на том и будем".

Последней лазейкой для желающих купить недорогую импортную машину пока остается Дальный Восток. Надолго ли? Как уже сообщала "Газета", "переработанный и дополненный" каталог цен на японские машины должен заработать с 1 января.
Источник: Газета.Gzt.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.