Внутрироссийский топливный опт опять подорожал. Теперь – очередь розницы?

Средневзвешенная цена высокооктанового бензина сейчас не должна превышать 19 рублей за литр. Эту настоятельную рекомендацию главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, доведенную им до сведения страны еще несколько недель назад, местные торговцы автотопливом в отличие от своих столичных или, скажем, питерских коллег так и не воплотили в жизнь. И, скорее всего, уже не воплотят.

По мнению аналитиков, топливная розница вот-вот начнет медленно, но неуклонно дорожать. Оказывается, с первых чисел января на российском оптовом рынке нефтепродуктов наблюдается устойчивая положительная динамика формирования цен. Так, по данным профильной консалтинговой компании «Верген Групп», за нынешний неполный месяц, скажем, зимняя солярка успела подрасти в цене на 16 процентов, а наиболее популярный в колесном народе «девяносто второй» и вовсе «подпрыгнул» более чем на 35 процентов. При этом двадцать из них умудрились «нарисоваться» на минувшей неделе. «Таким образом средний уровень цен на Аи-92 значительно превысил отметку в 13 тысяч рублей за тонну», – отмечается в информационном сообщении на сайте компании.

Но с чего это вдруг отечественные топливные оптовики начали столь рьяно поднимать ценовую планку – может, их оптимизм подпитывается позитивными сводками с мировых биржевых «фронтов»? Отнюдь. «Черное золото» там продолжает дешеветь. Более того, в последние дни цены на нефть не просто упали, а, по утверждению РИА «Новости», обвалились. «На товарных рынках Велико-британии и США во вторник был отмечен самый значительный с 12 января уровень падения цен на нефть – 9 процентов», – вторит российскому информагентству интернет-газета «Дни.ру».

Объяснить парадокс попыталось некоммерческое партнерство «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга», объединяющее несколько десятков крупных нефтетрейдеров Северо-Западного федерального округа. В минувший вторник оно разместило на сайте авторитетного информационного агентства «Аи92» свой анализ ситуации. Итак, как утверждают нефтяники, рост оптовых цен обусловлен прежде всего тем, что с 1 января понизились экспортные пошлины на углеводородное сырье и резко вырос курс доллара по отношению к рублю. В результате, мол, снова стало куда выгоднее заниматься экспортом, чем работать на российских просторах, благо правительство настоятельно рекомендует «больше топлива продавать на экспорт для пополнения внешнеторгового баланса и бюджета, который становится дефицитным».

Впрочем, приводятся и другие аргументы. В их числе фигурируют и холода в Западной Европе вкупе с недавними трудностями транзита туда газа – в качестве альтернативы «еэсовцы»-де стали бодро скупать в РФ дизельное топливо, вследствие чего внутри страны обозначился его дефицит.

И «увесистые» налоги, составляющие 70 процентов от «конечной» цены каждого литра бензина. И существенный рост цен на энергоносители наряду с жуткими условиями кредитования. И «государственный курс» на разработку новых месторождений, требующую значительных инвестиций. И даже необходимость компенсировать гигантские штрафы, которыми Федеральная антимонопольная служба недавно обложила китов «нефтянки».

Отдельно заостряется внимание на российском техническом регламенте, обязывающем с 2011 года выпускать горючее стандарта «Евро-3» и выше. Каким образом он влияет на сегодняшнее ценообразование? «Нефтяная отрасль оказалась в ситуации, когда ей необходимо в течение двух лет вложить огромные средства для перевооружения нефтеперерабатывающих заводов и в инфраструктуру», – подсказывают ответ на этот вопрос авторы анализа.

«Почему население сейчас должно материально помогать далеко не бедным господам нефтяникам в деле ускоренного кардинального переоснащения их еще советских производств?» – задается вопросом иной продвинутый читатель и добавит, что о планах по ужесточению стандартов качества топлива в былые стабильные годы на правительственных верхах говорилось неоднократно, но «нефтезаводчики», которых эти разговоры напрямую касались, почему-то предпочитали вкладывать деньги в недвижимость за рубежом, иностранные футбольные клубы, гигантские яхты и прочие предметы роскоши.

Увы, порассуждать на эту щекотливую тему «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» не берется. Он лишь без всяких обиняков констатирует, что топливный рынок в эсктремальных условиях пытается «не потерять своей доходности». Иными словами, сохранить тот уровень прибыли, который позволял сидящим на нефтяных скважинах олигархам жить с прежним размахом.

«Розничные цены на топливо примерно две недели могут снижаться, а потом стабилизируются», - процитировало позавчера прогноз ведущего эксперта информационно-аналитического центра «Кортес» Людмилы Лурье агентство «Аи92», проиллюстрировав соответствующей статистикой из города на Неве. Там за последнюю неделю Аи-92 подешевел в среднем на 38 копеек, а солярка – на 31 копейку. В итоге вчера в Северной Пальмире «девяносто второй» продавали в среднем по 18 рублей 76 копеек за литр, а дизтопливо –по 20 рублей 50 копеек.

Кстати, в областном центре ценовые показатели аналогичного товара выглядели более внушительными. На бензоколонках «Роснефти» Аи-92 стоил 20 рублей 25 копеек, дизтопливо – 21 рубль 20 копеек. «ЛУКОЙЛ» реализовывал «девяносто второй» по цене 20 рублей 45 копеек, а зимнее дизтопливо – на рубль дороже. Ценовое же лидерство захватил «Калининграднефтепродукт» («Аи-92» – 20 рублей 50 копеек, зимнее ДТ – 22 рубля).

Между прочим, на АЗС далекого Вашингтона высокооктановый бензин позавчера продавался в среднем по цене 1 доллар 91 цент за галлон – данные ежедневного мониторинга правительства США. Это эквивалентно примерно 16 рублям. Любопытная деталь: самая высокая цена ($ 2,49) была зафиксирована на вашингтонских бензоколонках российской компании «ЛУКОЙЛ». Выходит, наш топливный гигант, отличающийся у нас хорошим ценовым аппетитом, и за океаном верен себе.

Когда именно в нашем эксклаве бензиново-дизельные цены начнут прибавлять в «весе»? Какой-либо конкретикой на сей счет в главных топливных компаниях региона поделиться отказались. Сказали лишь, что «новый» опт уже, мол, едет сюда. В офисе же одной из фирм попутно посетовали на то, что работать сейчас якобы приходится «в ноль», чтобы «не будить антимонопольного зверя».

Между тем он и без того уже, судя по всему, проснулся. Как вчера сообщили из областного управления ФАС, в ответ на обращения заксобраний и глав ряда субъектов федерации о необходимости «сдерживания цен на бензин» до 1 февраля антимонопольщики обязываются завершить анализ данных мониторинга розничного рынка нефтепродуктов. «Для координации деятельности по этому вопросу в Москве создан штаб, который возглавил непосредственно руководитель ФАС Игорь Артемьев. В случае выявления антиконкурентных действий участников рынка в отношении нарушителей будут возбуждены дела», – подчеркивается в пресс-релизе.

Андрей ГОРБУНОВ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.