Почём сегодня иномарки?

На фоне глобального финансового кризиса нелёгкие времена переживает региональный рынок подержанных автомобилей. К главным приметам нынешнего смутного времени можно отнести дефицит качественных недорогих малолитражек и снижение спроса на более крупные машины. Произошло также снижение доли автомобилей из Америки и заметное удорожание многих моделей не только в рублёвом, но и в валютном исчислении.

Не до жиру

Лишь к концу января рынок смог окончательно оправиться от марафона новогодних торжеств. Хотя торговая активность на площадках по причине пресловутого кризиса довольно скромная и в ближайшие месяцы вряд ли заметно возрастёт. Покупателей, особенно иногородних, немного.

Снижением спроса объясняется медленная ротация ассортимента машин. К примеру, на борисовской площадке, собирающей каждые выходные порядка 450 машин, есть немало экземпляров, «висящих» уже не менее полугода.

С другой стороны, изменения в структуре рынка всё же прослеживаются. Например, сейчас на продажу выставляют меньше дорогих машин (ценой свыше $20 тыс.), несмотря на то, что спрос в данном сегменте рынка обычно не подвержен финансовым колебаниям, в отличие от автомобилей семейного класса.

На площадках сократилось присутствие немецких премиум-марок «Audi», BMW, «Mercedes», а также больших американских пикапов вроде «Dodge RAM». Люксовый сегмент состоит из «Volvo» 70-й и 80-й серий, «Toyota Camry», кроссоверов «Lexus RX300», а также редких «профессиональных» внедорожников и экзотичных американских полноразмерных вэнов типа «GMC Savanna».

Назад в Европу

Одна из главных примет настоящего времени – увеличение доли автомобилей из европейских стран и снижение доли техники с американских рынков. Этому есть простое объяснение: доллар крепнет по отношению к евро, что сделало ввоз техники из-за океана малорентабельным. Так, за последние три месяца европейская валюта укрепилась по отношению к рублю на 17%, а доллар – на 29%.

Заметнее всего поредела популяция «штатовских» бестселлеров «Ford Focus» (на треть) и «Dodge Stratus» (более чем вдвое), но возросла доля кроссоверов «Hyundai Santa Fe» (поступавших к нам преимущественно с заокеанского рынка) и минивэнов «Dodge Caravan».

Всё ещё сильны позиции «Mitsubishi Galant». Среди экземпляров 2001-2003 годов иногда попадаются европейские версии. Но модель образца 2004 года – исключительно американского происхождения, в Европу она не поставлялась.

Дорожаем опережающими темпами

С одной стороны, отказ большинства продавцов от рублёвых ценников в пользу валютных выглядит логично в сложившейся ситуации. С другой, многие популярные модели подорожали и в валютном выражении. На фоне падения спроса этому факту трудно найти логическое объяснение. Ведь многие американцы и европейцы сейчас в спешке избавляются от автомобилей, да и на залоговые аукционы поступает немало подержанной техники – в таких условиях рынки вряд ли могут дорожать...

Лидером ценового штурма стали семилетние «Toyota Camry», у которых нижняя ценовая граница взлетела на умопомрачительные 78%. Вряд ли такой скачок можно связать с исчезновением из продажи «простых» версий модели.

Подешевевшие иномарки

Многие автомобили из еврозоны в вопросе удорожания опередили «американцев», что не согласуется с динамикой пары «евро/доллар». Не радуют глаз покупателя ценники на «Opel Corsa» (+41% за три месяца), «VW Golf» (+33%), «Nissan Almera Tino» (+31%), «Mitsubishi Outlander» (+30%). Но большинство моделей подорожало соразмерно курсу валют. Например, бестселлер «Ford Focus», приобретённый у себя на родине за доллары, в среднем прибавил 20% к рублёвой цене.

С другой стороны, общее падение спроса тоже не могло не повлиять на цены. Некоторые модели слегка «похудели» не только в валютном, но даже в рублёвом исчислении: «Hyundai Getz», «Hyundai Elantra», «Pontiac Vibe». В меньшей степени, чем другие «евромобили», подорожали «французы»: «Citroёn C5» (самый дешёвый на сегодняшний день семейный автомобиль европейской марки) и микровэн «Renault Megane».

Гримасы «межклассовой» борьбы

На рынке сегодня доминируют автомобили среднего класса, и ощущается явный дефицит малолитражек (доля которых уменьшилась по сравнению с осенью прошлого года в 2-2,5 раза). Достаточно сказать, что ни одной «малышке» не удалось попасть в двадцатку наиболее широко представленных моделей. Таковы гримасы «межклассовой» борьбы на авторынке.

Именно в сегмент компактных недорогих моделей в последнее время по причине известных экономических неурядиц закономерно сместился пик спроса. Практически отсутствуют в продаже модели самой низкой ценовой группы, вроде «Daewoo Matiz», «KIA Picanto», «Citroёn C2». Есть лишь скудный выбор из более дорогих вариантов: «Ford Fiesta», «Mazda 2», «Opel Corsa», «Suzuki Wagon R+» и т.д.

«Новичок» в стане малолитражек – «Toyota Aygo», находящийся классом ниже популярного «Яриса» и имеющий общее шасси с «Peugeot 107» и «Citroёn C1». Публика к новинке приглядывается с опаской – отпугивают цена под 9 тыс. евро за «трёхлетку», простоватый интерьер и (возможно, для кого-то это принципиально) чешская сборка.

Кто сыграет «первую скрипку»?

Вероятно, те частные автоимпортёры, которые желают остаться в бизнесе, переключатся на перегон «антикризисных» машин, более дешёвых и компактных. Возможно, что следует ожидать первой волны ввоза из Европы машин китайской сборки, импорт которых в страны Евросоюза начался три года назад. Рынок покажет, что важнее для потребителя – невысокий имидж китайского лейбла или разумная цена.

Несмотря на туманные экономические перспективы, можно предположить, как поведёт себя авторынок региона в ближайшие месяцы. «Первую скрипку», будут играть машины малых классов. Обстоятельства заставят многих автомобилистов отложить запланированную покупку седана бизнес-класса, минивэна или «паркетника» и пересесть на более дешёвый и компактный автомобиль.
Источник: Авторынок Калининграда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.